Договорные обязательства перевозки и их правовое регулирование


Договорные обязательства перевозки и их правовое регулирование

Договорные обязательства, связанные с организацией и осуществлением и иным обеспечением перевозок, составляют отдельную область договорного права Республики Казахстан, а также других государств.

Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

При этом также как и в отношениях страхования, расчетно-кредитных отношениях в область регулирования гражданского права отнесен такой пласт отношений в деятельности транспорта, который имеет обязательственную (товаро-денежную) природу. Следует отметить, что ранее они признавались имеющими двойственную природу наряду с гражданско-правовой, в некоторых аспектах публично-правовую, если выражаться современной терминологией.

Они могли возникать из административного акта (имеются акты планирования перевозок) и из договоров. Вследствие этого речь шла о транспортных обязательствах. В данное время план имеет значение лишь для внутренней, хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих перевозку 1, и потому вернее будет вести речь о договорах, касающихся перевозок - транспортных договоров.

Сказанное не означает, что можно сбрасывать со счетов те особенности, которые касаются функционирования транспорта как особой отрасли экономики, как источника повышенной опасности, технически сложной и слаженно функционирующей системы. Поэтому договорные обязательства перевозки рассматриваются через призму тех норм, которые определяют само понятие транспорта, устанавливают стандарты, организационные предпосылки (например, касающиеся государственного регулирования транспорта) его деятельности.

В настоящее время государственное управление транспортом нацелено на решение следующих задач:

- защиту интересов Республики Казахстан в области транспорта;

- осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта;

- разработку проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм, определяющих правовой и нормативный статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности;

- разработку концепций и государственных (национальных) программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, в также обучение и подготовка кадров;

-контроль за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;

- разработку прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках;

- координацию работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

Соответственно, исходя из этого, государство будет создавать организационные предпосылки для заключения договоров перевозки, создавать транспортную инфраструктуру, осуществлять другие меры. Строительство вокзалов, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и иных объектов по транспортному обслуживанию населения осуществляется за счет республиканского и местного бюджетов, наряду с финансированием его частными предпринимателями. Такая деятельность будет иметь немаловажное вспомогательное значение осуществления перевозок.

Непосредственно цели функционирования транспорта, которыми являются обеспечение бесперебойного перемещения грузов, людей в разные регионы страны, внутри населенных пунктов, за пределы государства достигаются с помощью договора перевозки, который в свою очередь имеет ряд разновидностей и тесно связанными с ним договорами, обеспечивающими процесс перевозок. Договор в этой связи является одним из правовых инструментов, обеспечивающих возникновение и реализацию отношений перевозки, соответствующую дисциплину их участников и т.д.

Действующим законодательством выделяются следующие разновидности транспортных договоров: а) договор перевозки груза; б) договор перевозки пассажира (и багажа); в) договор фрахтования чартера; г) договоры об организации перевозок; д) договоры между транспортными организациями; е) договор на перевозку транспортом общего пользования; ж) договор транспортной экспедиции. Кроме того, если учесть, что некоторые из перечисленных договоров будут варьировать в зависимости от того, каким транспортом осуществляется перевозка, то структура транспортных договоров выглядит достаточно громоздкой.

Перевозка грузов, пассажира и багажа осуществляется на основании договора перевозки. В силу договора перевозки перевозчик обязуется доставить груз (багаж) или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза или иное указанное в договоре лицо, пассажир обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги. Договор перевозки является центральным среди перечисленных обязательств. Его содержание, а также содержание иных основных транспортных договоров будет рассмотрено позже. Как уже отмечалось, особенности этих обязательств связаны с той сферой, где они возникают. Поэтому законодательство специально выделяет понятие транспорта, и, конечно, существует множество специальных требований, которым должен соответствовать тот или иной транспорт.

Виды транспорта. Существуют несколько видов транспорта, выделение которых необходимо по причинам объективного характера, их особенности, сфера применения обусловливают особенности эксплуатации и существенно влияют на содержание договоров заключаемых на перевозку тем или иным из них.

Транспорт Республики Казахстан - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический. К одному из его видов отнесен магистральный трубопроводный транспорт! . Перечисленные виды транспорта образуют систему транспорта Республики Казахстан.

Источники правового регулирования. Общие условия перевозки и иных транспортных договоров определяются непосредственно Гражданским кодексом Республики Казахстан, в нем им посвящены главы 34 и 35 (ст. ст. 688-714). Однако большое значение имеют и иные законодательные и нормативные акты. Это связано с тем, что в процессе осуществления перевозок должны соблюдаться большое количество специальных требований технологического характера по безопасности и др., которые являются обязательными для всех участников транспортных отношений. Однако в данное время четко зафиксировано требование невмешательства государства в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а значит и в их договорную практику. Пределы государственного регулирования деятельности транспорта указаны в специальном транспортном законодательстве.

Важное значение имеет также обеспечение в целом единых параметров перевозки для потребителей услуг перевозчиков. Для унификации правового регулирования в этой области принят Закон "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сентября 1994 года. В нем наряду с нормами, регулирующими отношения публичного характера, связанного с деятельностью транспорта в Республике Казахстан, имеются и такие нормы (общего характера), которые непосредственно регулируют гражданско-правовые отношения. Смешение публичных и частных норм - характерный признак и других транспортно-правовых актов. Это, однако, не означает, что в данном случае необходимо говорить о договоре, имеющем какие то административно-правовые " вкрапления", но и не учитывать их абсолютно тоже нельзя. Сфера функционирования некоторых видов транспорта отнесена к естественным монополиям, поэтому к их деятельности примени и Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях" от 9 июля 1998 года.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются и специальным законодательством. В Республике Казахстан принят и действует Временный устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 года № 70. Он определяет права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических и физических лиц, а также экспедиторских и иных предприятий, действующих от их имени, а также предприятий других видов транспорта, участвующих в перевозках в прямом смешанном сообщении! . Приняты и действуют Временные правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов), утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 10 апреля 1995 года № 78. Кроме того, осуществление перевозок воздушным транспортом регламентируется Правилами осуществления нерегулярных авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан от 8 октября 1999 года № 705 А-1, Министра иностранных дел Республики Казахстан от 12 октября 1999 года № 36, Министра обороны Республики Казахстан от 14 октября 1999 года № 170. Перевозки грузов и багажа водным транспортом регламентируются Временными правилами перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года № 89. К деятельности юридических лиц и граждан, занимающихся грузовыми перевозками для населения, применимы правила бытового обслуживания населения в Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике от 20 сентября 1996 г. № 9/7. Кроме того, имеет значение также Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ), утвержденный Советом Министров СССР 15 октября. Применим также Устав автомобильного транспорта Казахской ССР (УАТ), утвержденный постановлением Совета Министров КазССР от 18 июня 1970 г. Последние два из перечисленных актов законодательства действуют на территории РК с учетом правил, предусмотренн ^1хп.2 ст.3ГК4 Через территорию Республики Казахстан железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений могут, осуществляться транзитные перевозки грузов и пассажиров. Они осуществляются в соответствии с законодательством республики, а также международными соглашениями и договорами Республики Казахстан.