Ответственность по договорам перевозки


Общие основания ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов, равно как и по другим договорам перевозок, основываются на действии статьи 701 ГК РК. Также как и за нарушение других договорных обязательств при неисполнении или неисполнении обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, которая предусматривается Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также непосредственно договором перевозки грузов.

По общему правилу по договорам перевозки также являются недействительными соглашения, направленные на ограничение или устранение установленной законодательными актами ответственности. Возможность соглашений об этом также должна предусматриваться законодательными актами о транспорте.

Ответственность может наступать за невыполнение плана перевозок (имеется в виду план, основанный на договоре об организации перевозок). Такая ответственность предусматривается только для железнодорожных перевозок. По остальным нормативными актами, регулирующими перевозки ответственность может предусматриваться в самих договорах перевозок или договоров об организации перевозок. Статьей 122 ВУЖД за невыполнение плана перевозок обеими сторонами договора предусматривается имущественная ответственность в виде штрафа. Нарушение плана перевозок со стороны перевозчика будет выражаться в неподаче, несвоевременной подаче транспортных средств. Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение плана перевозок в случаях:

-неиспользования поданных под погрузку вагонов и контейнеров; -отказа от предусмотренных планом вагонов и контейнеров;

-неиспользования вагонов и контейнеров, простаивающих на станции в ожидании подачи под погрузку и выгрузку по вине грузоотправителя. Ответственность грузоотправителя наступает в этих случаях независимо от того, что план перевозок в целом выполнен. Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность и за невыполнение обязательств по сверхплановой и внеплановой перевозке, если заявки грузоотправителя в отношении них были приняты железной дорогой.

Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение плана железнодорожных перевозок, если исполнению обязательств препятствовали явления стихийного характера (наводнение, землетрясение, оползни, смерчи и т. п.). Основанием освобождения их от ответственности служит также наложение моратория на исполнение обязательств по перевозке.

Грузоотправитель не несет ответственности, если он не использовал вагоны (контейнеры), поданные грузоотправителю сверх плановой нормы в порядке сгущения погрузки без предварительного согласия грузоотправителя. Также если грузоотправитель восполнит в течение календарной декады недогруз, допущенный им в отдельные дни той же декады. В аналогичных ситуациях, когда речь идет о перевозках нефти или нефтепродуктов, ответственность грузоотправителя исключается, если он восполнит недогруз в той половине месяца, в которой был допущен недогруз, притом, что их отгрузка производится с наливных станций нефтепродуктов или пунктов перевалки.

Железная дорога освобождается от ответственности за нарушение плана перевозок помимо наличия вышеуказанных оснований в следующих случаях:

- при задержке грузоотправителем вагонов, контейнеров под выгрузкой и очисткой. Но при этом железная дорога освобождается от ответственности только за неподачу данному грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое было задержано им по этим

причинам и физически не могло быть подано под погрузку;

- если железная дорога в течение календарной декады восполнит неподачу вагонов, контейнеров, допущенную в отдельные дни той же декады. По перевозкам нефти и нефтепродуктов срок восполнения подачи подвижного состава составляет соответственно полмесяца (при тех же обстоятельствах, которые исключают ответственность грузоотправителя).

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза с того момента, с которого он принял их к перевозке, до момента выдачи груза получателю, уполномоченному им лицу.

Предусмотрена виновная ответственность перевозчика. Однако, как и по другим договорам в гражданском праве (обязательствам), существует презумпция его вины в качестве должника не исполнившего, ненадлежащим образом исполнившего обязательство. Вследствие этого он отвечает за утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.

Статья 127 ВУЖД более конкретизирует основания освобождения от ответственности за невыполнение указанной обязанности. Это будет иметь место, если утрата, порча, недостача или повреждение принятого к перевозке груза произошли:

а) по вине грузоотправителя или грузополучателя;

б) вследствие особых естественных свойств груза, а также вследствие сдачи груза к перевозке без
указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности
для сохранения груза при перевозке или хранении;

в) по причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой грузов в крытые вагоны, контейнеры, если
погрузка или выгрузка производились средствами отправителя или получателя;

г) вследствие естественных причин, связанных с перевозкой грузов на открытом подвижном
составе;

д) при перевозке груза в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

е) вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по
наружному виду при приеме грузов к перевозке или применения тары, не соответствующей
свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

ж) вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных
грузоотправителем в накладной;

з) вследствие естественной убыли массы груза в пределах установленной нормы;

и) вследствие порчи скоропортящихся грузов, когда при перевозке соблюдались сроки
транспортабельности и температурный режим.

Перевозчик будет освобождаться от ответственности по общему правилу, при наличии внешних признаков перечисленных оснований. Грузополучатель, заинтересованный в привлечении его к ответственности, должен доказать вину железной дороги в несохранной перевозке.

Особенностью имущественной ответственности по договорам перевозки является то, что ее размер ограничивается причиняемым реальным ущербом. Когда происходит утрата или недостача груза, размер возмещения должен равняться размеру стоимости утраченного или поврежденного груза. Если произошло повреждение (порчи) груза, размер вреда исчисляется из суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере полной его стоимости. При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, вред возмещается в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. Если отсутствуют счет или указание цены в договоре, она определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением установленного ущерба, который возник вследствие утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, должен возвратить грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, взысканную за перевозку этого груза, если плата за перевозку не была включена в стоимость груза.

Грузоотправитель либо грузополучатель имеют право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан грузоотправителю по его требованию в течение 7 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом, смешанном сообщений по истечении 30 дней с того дня, когда груз был принят к перевозке.

Для возможности фактического применения презумпции виновности или невиновности той или другой стороны в перечисленных случаях и вследствие этого соответственно решения вопроса об ответственности в ГК включена очень важная по своему значению норма (п.5 статьи 705). Она устраняет ранее существовавшую дискриминацию грузоотправителей, грузополучателей, которым при отрицании вины перевозчиком было чрезвычайно трудно доказать обратное. В свою очередь это вызывалось тем, что в целом декларируемая в гражданском праве презумпция вины должника в нарушении обязательства применительно к отношениям перевозки практически сводилась на нет.

Согласно новому действующему законодательству составленные перевозчиком в одностороннем порядке документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы- см. текст ВУЖД: ст. 147) в случае спора подлежат оценке судом в одностороннем порядке, наряду с другими документами, которые позволяют делать выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика либо противоположной стороны по договору.

Отдельные санкции ответственности по железнодорожным перевозкам предусмотрены за просрочку в доставке грузов, включая перевозки в прямом смешанном сообщении (за часть, где осуществлялась железнодорожная перевозка). Железная дорога должна уплатить грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине, в размере 5 % от провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 % платы за перевозку. С железной дороги в таком же размере может быть взыскан штраф за просрочку в доставке порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими. В соответствии с. п. 19 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан (кроме международных рейсов) воздушный перевозчик в связи с задержкой перевозки груза будет нести ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя груза.

За предъявление к перевозке груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием в железнодорожной накладной наименования или свойства груза с грузоотправителя помимо взыскания причиненных железной дороге убытков взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу за все расстояние перевозки.

Если без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, предприятием, которому принадлежит подъездной путь, вагоны или контейнеры железной дороги использованы для своих внутренних перевозок, они уплачивают железной дороге штраф в десятикратном размере, от предусмотренных за задержку свыше установленных сроков (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой (выгрузкой). Размеры штрафа за простой вагонов или задержку контейнеров определяются ст. ст. 133, 134 ВУЖД. Грузоотправитель либо грузополучатель могут освобождаться от ответственности лишь в ограниченном числе случаев, если простой вагонов или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера, вызвавших перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, а также по причине явлений стихийного характера или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы. Ответственность указанных субъектов не наступает, если железная дорога подала вагоны (контейнеры) в количестве, превышающем максимальную перерабатывающую техническую способность погрузочных или выгрузочных пунктов грузоотправителя, грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность (возмещает убытки) перед железной дорогой, также в случае возникновения аварийной ситуации из-за перегруза вагона, контейнера сверх допускаемых норм.

При наличии согласия грузоотправителя и других субъектов, перечисленных в статье 139 ВУЖД, допускается подача под погрузку неочищенного подвижного состава и контейнеров. Однако при этом железная дорога будет уплачивать в пользу грузоотправителя штраф в размере, определяемом указанной статьей ВУЖД. Для очистки вагонов и контейнеров грузоотправителю и другим соответствующим субъектам будет предоставляться время, определяемое по согласованию сторон.

В случае сдачи после выгрузки (слива) неочищенного подвижного состава или контейнеров грузополучатель также несет ответственность, размер данной ответственности (штрафа) будет такой же, как и размер ответственности перевозчика за подачу неочищенных вагонов (контейнеров) под погрузку.

При повреждении или утрате представленных железной дорогой подвижного состава или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования грузоотправитель, грузополучатель и другие виновные лица обязаны их отремонтировать или уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных (утраченных) частей подвижного состава, контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования по ценам, определяемым на момент повреждения или утраты.

При повреждении железной дорогой подвижного состава или контейнеров, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям, железная дорога несет такую же ответственность. Порядок замены поврежденного железной дорогой арендованного подвижного состава предусматривается в договоре об аренде. За утраченные железной дорогой вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям), железная дорога по их требованию обязана предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование, а по истечении 3 месяцев передать вагоны, контейнеры взамен утраченных. Также как и грузоотправитель, железная дорога, самовольно занявшая вагоны, контейнеры, принадлежавшие предприятиям, организациям, учреждениям или арендованные ими, уплачивает их собственнику, арендатору штраф в десятикратном размере от предусмотренных статьями 133, 134 ВУЖД. Этот штраф подлежит взысканию независимо от штрафа за простой вагонов, контейнеров или платы за пользование ими.

Особенностью перевозочных отношений является то, что с момента доставки груза вся полнота прав грузоотправителя, если иное не будет предусматриваться договором между грузоотправителем и грузополучателем или договором перевозки, переходит к грузополучателю, уведомленному перевозчиком о прибытии в его адрес груза.

Вследствие этого грузополучатель вправе потребовать от грузоотправителя возмещения размеров штрафов, сборов, а также расходов и убытков, связанных с перевозкой, выплаченных перевозчику вследствие неправильных действий грузоотправителя. Несмотря на то, что эти положения закреплены применительно к железнодорожной перевозке (ст. 143 ВУЖД), они имеют значение и для перевозок грузов другими видами транспорта.

В тех случаях, когда груз адресовался грузополучателю, которого по тем или иным причинам не оказалось в районе станции назначения, ответственность перед железной дорогой по окончательным расчетам за перевозку будет нести грузоотправитель.

При всех видах перевозок перевозчик должен своевременно подать транспортное средство, обеспечить возможность погрузки (выгрузки). Более жесткие требования в этом отношении предъявляются опять же по договорам перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При наличии в этом ее вины железная дорога несет ответственность за задержку подачи вагонов под погрузку или выгрузку свыше 15 минут против установленных сроков. Железная дорога отвечает и за несвоевременную уборку вагонов с места погрузки или выгрузки, если просрочка превышает 15 минут (размер ответственности в этих случаях определяется статьями 145 и 133 ВУЖД). Задержка свыше 15 минут при этом принимается за полный час.

При прямом смешанном сообщении за утрату, порчу, повреждение, недостачу груза перевозчики солидарно отвечают перед грузоотправителем (грузополучателем).

Если речь идет о просрочке, ответственность будет нести последний перевозчик, который может избежать ответственности, доказав, что просрочка произошла не по вине перевозчиков (ч.2 статьи 703 ГК РК). Когда последний из перевозчиков возместит вред, причиненный вследствие просрочки другого (других перевозчиков) перевозчика, он приобретет право регрессного требования к виновнику .

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа. При невыполнении обязательств по перевозке пассажира и багажа перевозчик несет установленную законодательством ответственность. Особенностью законодательно установленной ответственности является унификация норм об ответственности применительно к перевозкам всеми видами транспорта.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях), перевозчик должен уплатить пассажиру штраф в размере, установленном законодательными актами о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы.

Пассажир в указанных случаях имеет право отказаться от перевозки, и тогда перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им в связи задержкой убытки.

В соответствии с ч.2 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О транспорте" при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика (когда пассажир все же воспользовался услугами перевозчика) последний должен уплатить пассажиру штраф в размере 3 % от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма подлежащего при этом уплате пассажиру штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Если происходит задержка рейсов на 10 часов и более, то перевозчик обязан за свой счет предоставлять пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему будет выдаваться официальный документ или должна производиться отметка в его билете о причине задержки перевозки.

Размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа является таким же, как по утрате, недостаче, повреждении принятого к перевозке груза. За просрочку в доставке багажа перевозчик должен уплатить получателю багажа штраф в размере 10 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки. Предельный размер ответственности и в этом случае не должен превышать 50 % платы за перевозку.

По соглашению сторон, если перевозчик согласен на более высокий размер ответственности, на компенсацию убытков пассажира, либо получателя багажа, указанные, предусмотренные законодательством размеры ответственности могут быть изменены в сторону увеличения. Однако приведенные санкции ответственности следует рассматривать как минимальный размер ответственности за нарушения перевозчиком договоров перевозки пассажиров и багажа.

Перевозчик несет имущественную ответственность, если при перевозке был причинен вред здоровью или жизни пассажира. Все транспортные средства можно отнести к источникам повышенной опасности, кроме того, перевозчик, как правило, субъект предпринимательской деятельности. Вследствие этого предусматривается безвиновная ответственность перевозчика, и он может быть освобожден от возмещения причиненного здоровью и жизни пассажира вреда, только если перевозчик докажет, что вред был причинен из-за умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы.

Отправитель багажа (равно как и отправитель груза) будет нести ответственность за вред, причиненный перевозчику или третьему лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, если он в транспортных документах указал неправильные, неточные или неполные сведения. Причем в отличие от ответственности перевозчика, ограниченной размером реального ущерба, для отправителя предусматривается полная ответственность, которая должна включать в себя и убытки, понесенные перевозчиком (ч. 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О транспорте"). Она представляется дискриминационной для контрагентов перевозчиков-отправителей. Следует ограничить ее размер реальным ущербом перевозчика.