Вы здесь

Баратынский Евгений Абрамович

Фото Баратынский Евгений Абрамович

Из древнего польского дворянского рода. Предки Ба­ратынского с конца XVII века обосновались в России. Детство он провел в обстановке богато­го поместья. Желая обеспечить сыну аристократическую карье­ру, мать определяет его в Па­жеский корпус. Но трехлетнее пребывание в корпусе закончи­лось катастрофой, круто изме­нившей жизнь Баратынского.

Переход из уютной домаш­ней обстановки в среду закры­того военно-учебного заведения вызвал душевную смуту, приведшую к преступлению «по случаю». В письме к В.А.Жуковскому Баратынский рассказывает историю свое­го падения. Участие в кружке товарищей, романтически названном «обществом мстителей» (деятельность которого состояла в школьных проказах против учителей и воспита­телей), привело к краже в доме одного из участников этого «общества». По личному повелению Александра I Баратын­ский и Д.Ханыков были исключены из Пажеского корпуса с запрещением принимать их на гражданскую и военную службу, кроме как простыми солдатами. Баратынский ока­зался как бы в общественной пустоте и девять последую­щих лет будет влачить «судьбой наложенные цепи», выслу­живая гражданскую реабилитацию и восстановление честного имени.

В 1819 г. Баратынский был зачислен рядовым в лейб-гвардии егерский полк. Тогда же он знакомится с АДель-вигом, В.Кюхельбекером, Ф.Глинкой, Н.Гнедичем. В это время в печати появляются первые стихи Баратынского. Главное место в его раннем творчестве занимают элегии. «Первые произведения Баратынского были элегии, — пишет А.Пушкин, — и в этом роде он первенствует».

С 1820 г. поэт проводит шесть лет в Финляндии, где он продолжает службу в Нейшлотском полку. Имя и про­изведения Баратынского быстро стали известны всей чи­тающей России. Элегия «Финляндия» (1820 г.), другие стихи, посвященные этому краю, а позднее поэма «Эда» (1826 г.) закрепили за ним репутацию «певца Финляндии».

Поэзия Баратынского была поэзией раздумий над жиз­нью, художественным исследованием человека и действи­тельности.

В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира конкретного человека. В своих лучших элегиях поэт сумел показать отдельную личность, чувства которой объ­ясняются обстоятельствами ее жизни. В 1821 г. появляется знаменитая элегия «Разуверение», на текст которой был написан романс М.И.Глинки, сделавший эти стихи едва ли не самым известным произведением Баратынского.

Стремление идти собственной дорогой характеризует весь творческий путь поэта. Творчество позднего периода подтверждает это. В знаменитом стихотворении «Не ослеп­лен я музою моею» (1829 г.) он назовет главное свойство своей музы: не «изысканный убор», не «игра глаз», не «блестящий разговор», но «лица необщее выраженье» и «речей спокойная простота». Время подтвердило верность этой самооценки поэта.

В апреле 1825 года хлопоты о производстве Баратын­ского в офицеры наконец-то увенчались успехом. Он по­лучил возможность распоряжаться своей судьбой, подал в отставку и поселился в Москве, где в 1827 году вышел сборник стихов, подводящий итог первого десятилетия его творческого пути.

Трагизм позднего Баратынского был отражением судь­бы его поколения. В обстановке реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, не было места тем, кто не хотел смириться с торжеством зла и несправедли­вости. Именно их чувства, их настроения воплотила поэзия Баратынского в 20—30-е годы.

В это время создаются многие известные произведения Баратынского: поэмы «Бал» (1828) и «Цыганка» (1831, 1842) (название ранней редакции «Наложница»), стихотво­рения «Последняя смерть» (1827), «Судьбой наложенные цепи» (1828), «Тебя из тьмы не изведу я» (1828), «Мой дар убог и голос мой не громок» (1828), «На смерть Гете» (1832), «К чему невольнику мечтания свободы?» (1833) и др. В этих стихах особенно проявилась склонность к углубленным раздумьям над жизнью и человеческой судьбой, которая уже давно была замечена А.С.Пушкиным, сравнившим Баратынского с Гамлетом.

В 1835 году поэт выпустил второе издание произведе­ний, которое казалось ему тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842), в который вошли стихи 30—40-х годов. Поэт считает, что поэтический дар бесполезен, если он не нужен людям. Автор глубоко и верно уловил болезнь своего времени, состоявшую в приверженности к «корысти», к «насущному и полезному». Баратынский не видел путей избавления от нее, поэтому в его произведениях прозвучал крик боли и отчаяния.

Назначение поэта Баратынский видел не в отшельни­честве, не в счастливом уединении, а в политическом выступлении с трибуны властителя дум. Вера в сочувствие народа нужна художнику, подлинным источником вдохно­вения для поэта является внимание «толпы».

Осенью 1843 года Баратынский уезжает за границу. Путь его — Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Неаполь. Из Европы поэт предполагал вернуться «исцеленным от многих предубеждений и с полной снисходительностью к некоторым нашим недостаткам, которые мы часто с удо­вольствием преувеличиваем».

Бодрость, вера в будущее прозвучали в произведениях той поры, особенно в стихотворении «Пироскаф» (1844). Но им не суждено было стать началом нового этапа его творческого пути. Баратынский скоропостижно скончался 29 июля 1844 года в Неаполе. Через год с лишним тело его было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких друзей предано земле.

Газеты и журналы того времени почти не откликнулись на его кончину. Только Белинский сказал тогда: «Мысля­щий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворе­ния Баратынского, потому что найдет в них человека — предмет вечно интересный для человека».

Гуманизм Баратынского, присущая ему тонкость пси­хологического анализа, глубина проникновения в проти­воречия действительности, благородная беспощадность к себе сделали его стихи близкими и нужными нашему времени.

Предмет: