Вы здесь

Купер Джеймс Фенимор

Фото Купер Джеймс Фенимор

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (1789 - 1851) - аме­риканский писатель.

Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литера­турную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американ­ской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого граждан­ского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.

В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим геро­ем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.

После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из моги­кан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены муже­ственные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского наро­да, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.

Через 13 лет писатель вернулся к своему герою в романах «Следопыт, или Озеро-море» (1840) — 3 часть, и «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841) — 1 часть.

Охотник и следопыт Натаниэль Бампо — чудесный образ, рожденный благородной мыслью и живым творчес­ким воображением художника. Он переходит из романа в роман, и читатель видит, какими путями он идет по жизни в течение шестидесяти лет — с 1745 по 1805 год.

В первой части пятикнижия Купер создает образ пол­ного сил юного Зверобоя, который неотделим от жизни лесов, рек, озер, от романтического мира индейских ле­генд, от сурового, но по-своему справедливого народа, которому еще чужды пороки цивилизации. Автор четко различал, что нравственно и что безнравственно в жизни его героев. Безнравственное связано для него так же, как и для Натти, с жадностью, приобретательской страстью, ожесточающей людей. Читатель узнает в «Зверобое» о незавидной судьбе Джудит и ее матери, которые пали жертвой безнравственного духа поселений и военных фор­тов. А Хетти, болезненно наивная, как бы отчужденная от цивилизованного мира расчетливых, нечистых страстей, непосредственная и детски откровенная, — нравственно чиста, верна в любви и дружбе.

В следующих двух романах Натти — гроза враждебных англичанам индейских племен. Он — знаменитый следо­пыт и разведчик Соколиный Глаз, знающий каждую лес­ную тропинку, обычаи и военные хитрости индейцев, вступивших на «тропу войны». Он чувствует себя хозяином в девственных лесах, он хочет быть полезен людям. Но именно здесь с наибольшей силой выражено отношение

Натти и самого автора к горестной судьбе гордого, отваж­ного и поэтического народа, каким представлял его себе Купер. Благородны, чужды корысти и эгоизма Чингачкук и его сын Ункас, последний из могикан, — верные друзья Натти.

В «Пионерах» писатель рассказал печальную историю семидесятилетнего Натти и его друга индейца Джона, при­ютившихся в поместье судьи Темпля. Натти Бампо очень стар, но он благороден и честен, хотя и беспомощен в этом чуждом для него мире новых законов и сложных отноше­ний укрепляющегося собственнического государства. Именно в этом романе читатель ощущает трогательность, но и историческую «неуместность» попыток Натти уйти от страстей и предприимчивости напористых и волевых коло­нистов, по существу закладывающих основы будущей вы­сокоразвитой промышленности страны.

В «Прериях» старому Натти не удается избежать встреч с хищными, жадными захватчиками земель, буквально все сметающими на своем пути, потерявшими всякие нравст­венные устои. В этом романе читатель прощается с Ната­ниэлем Бампо, нашедшим последний приют у полюбивше­го его вождя индейского племени. Его смерть торжественна, потому что полна для автора символическо­го значения: вместе с Натти уходит в небытие чистая жизнь, слитая с первозданной природой.

М.Горький так отзывался о герое этой эпохи: «Натти Бампо всюду возбуждает симпатии читателей честной про­стотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследо­ватель лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы. Он всю жизнь служил великому делу географического распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки для которой он впервые открыл. Такова — часто — судьба многих пионеров-развед­чиков — людей, которые, изучая жизнь, заходят глубже и дальше своих современников. И с этой точки зрения без­грамотный Бампо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь».

Предмет: