Вы здесь

Лермонтов Михаил Юрьевич

Фото Лермонтов Михаил Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841) - поэт, прозаик, драматург.

Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсе-ньевой. Мать Лермонтова умерла, когда ему еще не было трех лет.

В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту род­ной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрас­но читал стихи.

Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось не-- обычвйно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадца­тилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь. Именно любовь является для героя единственным средством найти выход из одиночест­ва.

В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-по­литическое отделение Московского университета. Для поэта и его поколения характерно стремление осмыслить окружающее в категориях философии, психологии и мора­ли, в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в лирике Лермонтова появляется жанр лирического размыш­ления, напоминающего отрывок из дневника, иногда он прямо носит название «Отрывок» или, как дневниковая запись, обозначен датой. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстает ему как чужой и враждебный. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой...»). Поэтому его стихи 1830-1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы, нельзя счи­тать автобиографией в точном смысле этого слова: они достоверны как свидетельство о внутренней жизни поэта, но не так, как биографический документ.

В 1830-1831 годах раннее лирическое творчество Лер­монтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третье­го лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. Лермонтов обра­щается к лиро-эпическим формам, к балладе, которая сохраняла драматичность сюжета, но давала поэту большую свободу в использовании поэтических тем, сюжетов, образ­ности («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). Это стремление отойти от чисто лирических форм и расширить повествовательные элементы сказывается на всем творче­стве Лермонтова., Именно в 1832 году он обращается к прозе и начинает писать роман о крестьянской войне 1773—1775 годов под руководством Пугачева; ему прихо­дится обращаться к изображению быта, сцен крепостного угнетения и помещичьего произвола, очерчивать характеры крестьян, помещиков, повстанцев. Вместе с тем этот роман («Вадим») еще тесно связан с поэтическим творчеством поэта.

В 1832 году Лермонтов оставляет университет и пред­полагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть про­слушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обуче­ние заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардей­ских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведе­нии.

Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его лите­ратурной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835—1836) — самым значительным своим драматическим произведением (см. «Маскарад»). В сюжете улавливаются и следы влияния Шекспира, «Горя от ума» Грибоедова, «Цыган» Пушкина. От Грибоедова идет живость сатирических диалогов и острые зарисовки света с его психологией и нормами поведения.

Имя поэта Лермонтова стало широко известно русско­му обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в ^котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Светское общество погубило талантливого поэта эпохи. Лермонтов выразил боль и негодование целого поколения России. «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках. Заключительные 16 строк стихотворения были восприняты при дворе как призыв к революции. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволи­тельных стихах». Будучи под арестом, поэт пишет несколь­ко стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь».

J3 марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвар­дии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петер­бурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Она была тяжелым испытанием для поэта, но чрезвычайно расширила диапазон его творческих впечатлений.

Знакомство и общение со многими интересными людьми дало Лермонтову возможность осмыслить социаль­но-психологические признаки своего поколения и оценить их как исторически закономерное явление. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставят­ся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем» (см. «Бородино»).

Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хло­потами бабушки и влиятельных знакомых. Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838-1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина.

В 1837 году увидела свет «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш­никова». Лермонтов создает эпическую поэму по фольк­лорным образцам, стремясь передать не столько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников — «невольник чести» XVI века, движимый народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не может поступиться и перед лицом смерти (см. «Песня про царя...»).

Страдание для Лермонтова есть мера внутренней цен­ности личности, оно играет очищающую, искупительную роль. Эта идея прослеживается в поздних редакциях «Де­мона» (см. «Демон»).

Начав работу над поэмой в 1829 году, поэт в 1829—1831 годах пишет четыре редакции ее, в 1833-1834 годах — пятую, а в 1838 — шестую.

В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия — Кавказ, сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княгиня Тамара предстала как живой и полнокровный образ. Образ Тамары так же важен, как и образ Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; любовь ее самоот­верженна и соединена с искупительным страданием. Поэ­тому, погубив Тамару, Демон не только наказан одиночеством, но и побежден в момент своей мнимой победы, потому что его жертва возвысилась над ним. Но Демон остался существом бунтующим и страдающим; в его моно­логах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос стал сливаться с голосом автора.

В 1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» ис­черпанным. В 1840 году в «Сказке для детей» он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». К 1839 году относится последняя редакция «Демона», и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». (См. «Мцыри»).

Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора ПОЭ1&, драматурга и прозаика — сконцентрировался в ро­мане «Герой нашего времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. (См. «Герой нашего времени»).

За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролит­ном сражении при реке Валерик. Очевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов.

Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Он проводит в столице три месяца, окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк»...

В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзи-линых шутка Лермонтова задела Мартынова, человека не­умного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года.

Смерть Лермонтова была тяжелым ударом для русской литературы и имела широкий общественный резонанс. Ее рассматривали как убийство. Однако Лермонтов явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен направлением и пафосом своего творчества.

Творческая жизнь Лермонтова продолжалась 13 лет; за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романти­ческой поэмы, создав непревзойденные лирические шедев­ры и заложив основы русского реалистического романа XIX века.

Предмет: