Вы здесь

Ломоносов Михаил Васильевич

Фото Ломоносов Михаил Васильевич

(1711 — 1765 гг.) — поэт, ученый.

Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской куль­туры, тесно связанной с тради­циями допетровской Руси. Рано обучившись грамоте, бу­дущий ученый попытался по­ступить в Холмогорское учили­ще. Но, как сыну крестьянина, доступ туда ему был запрещен законом. В 1730 году Ломоно­сов отправился в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 году дошел до предпоследнего класса — «философии». К этому времени относятся первые стихотворные опыты Ло­моносова.

Основательное овладение латинским и греческим язы­ками открыло перед ним сокровища античной и европей­ской культуры. В 1735 году Ломоносов был отправлен в Петербургский университет при Академии наук, а в 1736 году — за границу (в Саксонию) для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания в области физики, химии, горного дела, хорошо изучил немецкий, француз­ский, итальянский и английский языки.

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изло­женную им в «Письме о правилах российского стихотвор­ства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

«Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в россий­ском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилисти­ки — является применением учения античных филологов о трех стилях («высоком», «посредственном», «низком») к русскому языку и жанрам русской литературы.

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. «Стихотворство — моя утеха...» — писал он в «Российской грамматике». Поэти­ческое творчество было для него важным средством про­светительской пропаганды передовых научных идей. В оригинальном по композиции стихотворении «Разговор с Анакреоном» сформулированы основные черты ломоно­совской поэзии, гражданственность, патриотизм, признание мирной миссии России в современной политике, вы­сокое чувство собственного достоинства поэта. Незавер­шенная эпическая поэма «Петр Великий» должна была на историческом материале создать образ идеального монарха.

Сатирические сочинения Ломоносова — крупнейшее достижение русской сатиры: поэт отказался от портретного принципа и придал своей сатире обобщающую силу.

Написанные в духе классика римской трагедии Сене­ки, пьесы Ломоносова «Талима и Селим» и «Демофонт» явились попыткой создания просветительской русской тра­гедии. Ломоносов является сторонником классицизма, опирающегося на античные традиции.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Предмет: