Вы здесь

Тютчев Федор Иванович

Фото Тютчев Федор Иванович

ТЮТЧЕВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1803-1873) - поэт.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее обра­зование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приоб­щился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано воль­ное переложение «Послания Горация к Меценату» — пер­вое выступление Тютчева в печати.

Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории еловесности и истории русской ли­тературы, по археологии и ис­тории изящных искусств.

Окончив в 1821 году уни­верситет, Тютчев едет в Петер­бург, где получает место сверх­штатного чиновника русской дипломатической миссии в Ба­варии. В июле 1822 года он от­правляется в Мюнхен и прово­дит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера, других
европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» (1836).

Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев наконец вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателе^ «комитета ценсуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лири­ческого творчества Тютчева. НАНекрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 сти­хотворения. В одном из номеров журнала была опублико­вана статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворе­ниях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писате­лями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарова­ние в жизнеспособности русского государства (после по­ражения в Крымской войне 1853—1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько меся­цев Тютчева не стало.

Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских сим­волистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху тор­жества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складыва­ется прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лири­ка поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Ха­рактерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» (1857), «Как весел грохот летних бурь...» (1851), «Люблю грозу в начале мая...».

Особенно привлекают Тютчева переходные, промеж­уточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первона­чальной...»), или же осенний вечер — предвестие зимы («Осенний вечер» (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а «весенний первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне  («Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит...» (1836).

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия («Весенние воды» (1830), «Зима недаром злится» (1836), «Как весел грохот летних бурь...», «Чародейкою зимою...» (1852).

Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величе­ствен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидете­лем решающих исторических событий.

Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви. Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку стра­дание и счастье, «поединок роковой» двух сердец («О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, — о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1851—1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865) и другие). «Блажен­но-роковое» чувство, требующее высшего напряжения ду­шевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.

Опыт русского реализма не прошел для Тютчева бес­следно. Но все эти изменения не затронули глубину его романтического мировоззрения.

Ощущение катастрофы бытия, не позволяющее искать спасения в идеалах и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием литературных течений на рубеже XIX-XX веков и прежде всего — симво­лизма.

Предмет: