Вы здесь

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

— чередование гласных и согласных,

— усечение производящей основы,

— интерфиксация,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая отчитать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например,подоконник ← окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший) и субстантивации (учащийся сущ.← учащийся прич.).

Во-вторых , при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не словапар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация.

В-третьих , не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело /невесёлый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невесёлый.

Приведём несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество — «что-то излишнее»;

способ словообразования — суффиксация,

процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.

2) заметались — форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться — «начать метаться»,

способ словообразования — приставочный.

3) ухода

ухода — форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход — «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования — суффиксация,

процессы, сопровождающие словообразование:

— усечение ПЩ основы,

— чередование д’/д.

4) снегокаты — форма существительного снегокат

снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат — «то, на чём катаются по снегу»,

способ словообразования — сложение с суффиксацией,

процессы, сопровождающие словообразование:

— интерфиксация

— усечение ПЩ основы глагола.

Предмет: