Метод синектики


Анализ социологической практики показывает, что социологи чаще всего прибегают к использованию учебных игр типа: дело­вые, производственные (профессиональные); с элементами психо­логии (педагогической и социальной). Одним из них является си-нектика.

Метод синектики разработан в 50-70 -х годах в США У.Гордо-ном - президентом избретательской ассоциации в Кембридже и профессором Гарвардского университета. Термин «синектика» за­имствован из греческого языка и означает соединение разнород­ных элементов различного происхождения, их сращивание, соче­тание, переплетение и взаимоувязка.

По мнению У. Гордона научные открытия и технические изоб­ретения в основном зависят от «инсайта», озарения и многие из них появились в результате неожиданной аналогии с природными или социальными явлениями. Гордон указывал на преимущества обыденного сознания, наивно-чувственного восприятия по срав­нению с логическим мышлением.

Исходными теоретическими положениями синектики являются следующие:

- при создании нового, иррациональное играет большую роль, чем рациональное; эмоциональные компоненты важнее интеллек­туальных; -с творческими способностями не рождаются - их нуж­но формировать и тренировать;

- творческий процесс целесообразно осуществлять в форме груп­пового поиска;

- созидательная активность человека может быть увеличена путем сознательного использования психологических факторов и специальных приемов.

Сторонники методики считают, что сопоставляя условия исход­ной задачи с далекими, на первый взгляд, от нее системами и явле­ниями можно найти аналогии, часть которых окажется полезными для решения поставленной проблемы. Суть творчества, по Гордону, состоит в двух интуитивно совершаемых скачках: в переходе от нео­бычного к известному (от неопределенности проблемной ситуации к имеющимся у человека опыта и знаниям) и в переходе от известно­го к необычному (от традиционных, устоявшихся воззрений к ново­му решению проблемы).

Оптимальная численность творческой группы - пять-семь че­ловек. Большинство участников должно иметь опыт синектичес-кой работы. Необходим тщательный отбор «синекторов» в зависи­мости от их способности к групповому взаимодействию, гибкости мышления, разнообразия специальностей, широты эрудиции и опы­та практической работы в нескольких областях, причастность к какому-либо виду искусства. В группе желательна контрастность психологических типов и дифференциация творческих ролей: фан­тазер, прагматик, эрудит, хранитель традиций. Лучший возраст си­некторов - 25-40 лет. Руководитель рабочей группы должен уметь:

- осуществлять координацию работы всех участников; добивать­ся психологической совместимости членов группы, обладавших различными знаниями, подходами, темпераментами, чтобы они дополняли и уравновешивали друг друга;

- способность созданию душевного подъема, вдохновения, бу­дить интуицию;

- организовать запись высказанных идей на магнитофон или в наглядной форме;

- выдерживать сроки отдельных этапов выполнения работы и очередность операций;

- выступать инициатором выбора пути и способов работы на «перекрестках» содержательного обсуждения.

Руководитель должен способствовать проявлению активности.

В ходе синектического сеанса инициатива может переходить от од­ного участника к другому.

Членам группы помогают преодолевать боязнь раскрыть друг перед другом «поток» своего сознания, в том числе свои глубоко личные мысли. Для этого им предлагается наблюдать за работой опытных синекторов и следовать их примеру. Участники работы, не стесняясь, думают вслух или ведут поиск в форме беседы.

Основная специфика метода в активном и сознательном исполь­зовании метафор и аналогий. В синектике выделяется четыре вида аналогий.

Первые аналогии. Материалом сравнения и источником идей служат биологические и технические системы.

Субъективные аналогии, при использовании которых проектан­ты путем эмпатии (вживания) перевоплощаются в объект обсуж­дения, отождествляя себя с ним и ищут решения как бы изнутри проблемы.

Символические аналогии. Это - поэтические метафоры и срав­нения. Для их появления используется прием «блуждание мысли в поле культуры». Рекомендуется совершать воображаемые или ре­альные «прогулки» по библиотекам, музеям, антикварным лавкам, индустриальным объектам, урбанистическим ландшафтам, пере­листывать случайно попавшие на глаза книги, журналы, совершать экскурсы в различные области политики, психологии , искусства.

Фантастические аналогии заимствуются из сказочного фольк­лора и научно-фантастической литературы. Максимальная продол­жительность сеанса 90 минут, после этого устраивают продолжи­тельный перерыв для восстановления творческого потенциала. Собственно работа с аналогиями и «принудительное сцепление идей», период «отчуждения», не должен превышать 30-45 минут, иначе может произойти перенапряжение психики.

Алгоритм поиска может быть различным. Обычно предлагают следующую последовательность шагов:

- формулирование проблемы;

- перебор банальных решений и отказ от них;

- приход к более глубокому пониманию проблемы;

- выделение противоречий, требующих решения;

- групповое снятие противоречий.

Ход обсуждения на сеансе обычно записывается на магнитофон. Это делается для того, чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к искомому решению, к инсайту. Удачно най­денное решение вызывает у синекторов чувство удовлетворения, большой душевный подъем.

Метод синектики используется на промежуточных этапах про­ектирования для решения уже поставленных задач. Найденные ре­шения носят, как правило, лишь общий характер и нуждаются в обработке. Метод способствует тренировке творческого воображе­ния и ассоциативного мышления, хорошо комбинируется с другими методами.

К сложностям применения данного метода относится то, что профессиональная подготовка синекторов требует большого вре­мени и связана со значительными материальными затратами. За рубежом обучение проводится на специальных курсах продолжи­тельностью не менее одного года, где синекторы изучают правила работы и перестраиваются на особый образ мышления.

Предмет: