Методы социометрии


Социометрия - это теоретическое направление в изучении ма­лых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах. Теоретическое и идеологическое обоснование социомет­рии как метода познания и измерения, социальных явлении дал Дж .. Л. Морено, американский социопсихолог. По нему, эмоциональ­ные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, - писал Морено, - фактически возникла с по­явлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретичес­ким и практическим основам микросоциологии». Изучение «пер­вичных атомистических структур человеческих отношений» рас­сматривалось, Морено как «предварительная и необходимая основ­ная работа для большинства макросоциологических исследований» .

Методологически оправданное и грамотное использование ар­сенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании кол­лективов, в повышении эффективности их деятельности.

Обоснованность и плодотворность применения методов социо­метрии в прикладных социологических исследованиях прежде все­го связаны с логически верным пониманием такого сложного со­циального образования, как малая группа. К элементарным и вме­сте с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, профессии, национально­сти и т. д.; структура группы - прежде всего от функций, обязанно­стей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые признаки формальной структуры. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, ба­зирующаяся на межличностных отношениях.

Групповые процессы - это в первую очередь такие процессы, которые организуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководство­ваться ее члены в сфере их формальных, служебных контактов, с другой — «неписаные» нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членами сообщества.

Существует около 50 различных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются:

- по времени существования (долговременные и кратковремен­ные);

- по степени тесноты контактов;

- по особенностям целей, объединяющих людей;

- по специфике социально-демографических признаков членов малых групп.

Для анализа, интерпретации результатов социометрии принци­пиальное значение имеют такие понятия, как «группа членства» и «референтная группа».

Группа - это своего рода «геометрическая», пространственная характеристика сообщества. Вторая - тех, кто в совокупности со­здает «значимый круг общения». Признак референтности отноше­ний во многих прикладных разработках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация на тот или иной «круг общения» объясняет, почему некоторые люди, фор­мально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею, проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней по­ведение и, наоборот, люди, формально стоящие вне этой группы, на деле близки ей, принимаются ею. По отношению развития меж­личностных отношений, несущих в себе групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп:

- диффузная группа, в которой взаимоотношения опосредуют­ся прежде всего симпатиями - антипатиями, но не характером дея­тельности;

- ассоциация, для которой «цементирующим составом» отно­шений выступают преимущественно личностные цели;

- корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисо­циальны по своей направленности;

- коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными уста­новками. Эта классификация распространяется и на малые группы.

Изложению процедурных аспектов социометрии предпошлем рассмотрение двух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества. Первое понятие - «статус». Оно обозначает мес­то индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии груп­повых процессов. Статус, прежде всего, определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он интег­рирует одновременно в себе черты, объективно присущие индиви­ду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций. Присутствует в статусе индивида и статус самой груп­пы, ее место в более широком социальном контексте. Второе поня­тие -«социальная роль индивида». Она зависит от функций, несо­мых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида ок­ружающими, роста и падения престижа группы эта роль - образо­вание многомерное и динамичное. На изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математи­ческой обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчис­лению разнообразных персональных и групповых индексов. Все начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью вы­яснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и измен­чивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных особенностей пове­дения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измере­ния. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анке­ты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требова­ния. Он должен:

- нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

- быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для чле­нов группы;

- включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы просту­пало их эмоционально-психологическое отношение;

- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Социометрические критерии разделяются на два основных клас­са: коммуникативные («социометрические тесты») и гностические («тесты социальной перцепции»). Коммуникативные используют­ся для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для от­ражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвер­гнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее. Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые заме­ряют межличностные отношения на уровне формальной структу­ры группы, производственных отношений, сугубо служебных обя­занностей. Вторые приоткрывают перед исследователем «вход» в сферу неформальных отношений.

Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

- чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем мень­ше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изу­чения групп с серьезными межличностными конфликтами;

- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объек­тивные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внеш­не (микроструктура).

Особым разделом прикладной социологии является социомет­рический театр - метод группового тренинга, использующий зако­номерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама-моделирование и про­игрывание различных социальных ситуаций и психодрама-психо­драма - моделирование и проигрывание различных ситуаций меж­личностного общения с целью устранения неадекватных эмоцио­нальных реакций при лечении разных соматических заболеваний.

 

Предмет: