Обобщение результатов исследования


Социологические данные, полученные в результате обработки первичной информации, представляют собой, образно говоря, раз­личных цветов и оттенков «краски», с помощью которых предсто­ит нарисовать реалистическую картину знаний о предмете иссле­дования.

Наиболее простая форма обобщения первичной социологичес­кой информации - группировка. Она позволяет зачислить респон­дента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (или признаками) группировки. Подытоживая число ответов на воп­росы анкеты в опоре на такие признаки, исследователь осуществля­ет не что иное, как простую группировку респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, инфор­мированности, индивидуальных оценок и т.п. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать.

Выбор признака группировки - не произвольная процедура, он диктуется задачей социологического исследования, сформулиро­ванными ранее гипотезами. Ошибочный выбор признака группи­ровки приводит к неверным выводам при анализе характеристик объекта исследования.

В зависимости от шкалы измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической инфор­мации может представлять собой:

- зачисление респондентов в номинальные группы (группировка опрошенных по полу, национальности и т.п.);

- упорядочение информации в ранжированном ряду, например, по характеру труда (выполняющие ручной труд, работающие с механизмами, выполняющие труд интеллектуальный) или по сте­пени включенности в общественную работу и т.п.;

- группировку по количественному признаку, в результате ко­торой группы респондентов характеризуются числовой величиной и потому количественно сравнимы между собой.

Операции с номинальными и ранжированными группами осу­ществляются при помощи математических приемов, соответству­ющих номинальной и ранговой шкалам. Что касается групп, рас­пределенных по количественному признаку, то они могут быть подвергнуты дальнейшему изучению при помощи любых приемов математической статистики, так как такая группировка осуществ­ляется по интервальной шкале.

Когда респондентов распределяют в группы по двум или более признакам, например, выделяют мужчин в возрасте до 30 лет, име­ющих высшее образование (три признака - пол, возраст, образова­ние), то говорят о комбинационной группировке. В зависимости от решаемых задач она может быть структурной, типологической и ана­литической.

Каждой выделенной группе соответствует некоторое число, от­ражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получае­мый в результате группировки, называется рядом распределения. Ряды распределений, отражающие результат группировки респон­дентов по качественным признакам, называются атрибутивными., а по количественным - вариационными.

В соответствии с характером количественных признаков вариа­ционные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом, например воз­растными интервалами: 20-24 года, 25-30 лет и т.д. Это важно учи­тывать при вычислении среднестатистического показателя.

В соответствии с задачами группировки интервалы могут вы­бираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются их границами.

Составление таблиц не представляет собой отдельный вид ма­тематической операции обобщения первичной социологической информации. Эта только форма отображения рядов распределения, имеющая преимущество в том, что в ней кратко даются пояснения числовых значений соответствующих групп. Числовые данные в таблице объясняются заголовками, подлежащим и сказуемым. За­головки в таблице бывают общие, выступающие в качестве назва­ния таблицы и раскрывающие структуру группировки рассматри­ваемой совокупности респондентов либо связь между рядами рас­пределения. Наряду с этим в названии таблицы целесообразно ука­зывать место и время, к которым относятся приводимые сведения, а также общие для всех показателей единицы измерения (процен­ты, число человек, оценочный индекс, номинал денег и т. д.). Со­держание строк и столбцов раскрывается внутренними заголовка­ми: боковыми для строк и верхними для столбцов.

Подлежащим в таблице называется объект (совокупность рес­пондентов), характеристики которого - сказуемое - выражены в таблице в числовом виде.

Наряду с табличными в целях наглядности широко применяется графический способ отображения социологических данных. Чаще всего он имеет вид полигона или гистограммы. Полигон преимуще­ственно используется для графического отображения непрерывных рядов, а гистограмма - дискретных.

Более глубокий вид математического анализа характеристик изучаемого явления - выяснение их взаимодействия и тенденций изменения. Осуществляется оно при помощи сравнения и сопо­ставления рядов распределения, построенных на основании груп­пировок по различным признакам. Для решения подобной задачи существуют специальные коэффициенты. Их называют коэффици­ентами корреляции.

Корреляцией называют наличие статистической взаимосвязи признаков. Рассмотрим один из них - коэффициент ранговой кор­реляции. Он легко рассчитывается «вручную», а применение его весьма эффективно при анализе распределении социологической информации, полученной при помощи ранговой шкалы.

Коэффициенты парной корреляции призваны измерять взаимосвязь между двумя признаками исследуемого объекта. Эта взаимо­связь при изучении социальных явлений не обязательно носит при­чинно-следственный характер. Если при корреляции двух призна­ков между ними существует причинно-следственная связь, то при­знак, влияющий на характер вариации другого признака, принято называть факторным, а зависимый от него признак -результатив­ным.

Наиболее простой метод выявления взаимосвязи двух призна­ков -группировка и сравнение средних. Корреляционная связь двух (или нескольких) признаков социального объекта носит не функ­циональный, а статистический характер, в связи с чем она являет­ся не строгой закономерностью, а лишь тенденцией.

В процессе измерения корреляции между признаками решают­ся две задачи: определение формы и тесноты связи признаков.

При определении формы связи выявляются вариации (характер изменения) средних параметров результативного под воздействи­ем факторного признака при условии их независимости от других признаков. При установлении направленности и тесноты связи воз­можны три случая:

- прямая связь - увеличение (уменьшение) параметров фактор­ного признака приводит к увеличению (уменьшению) параметров результативного признака;

- обратная связь - увеличение (уменьшение) параметров фак­торного признака приводит к уменьшению (увеличению) парамет­ров результативного признака;

- изменение параметров факторного признака не приводит к изменению параметров результативного признака, т. е. корреляция отсутствует.

Наиболее простой метод определения связи между признака­ми, измеренными при помощи номинальной шкалы - расчет коэф­фициента ассоциации.

Наиболее совершенным для измерения взаимосвязи между дву­мя признаками является линейный коэффициент корреляции.

Наряду с приведенными математическими методами обобще­ния первичной информации и ее сведения в эмпирический показа­тель путем группировки, либо интеграции в индекс (средняя ариф­метическая, дисперсия. Коэффициент корреляции), отражающий динамику показателя, исследователь может для решения отдельных задач сам сконструировать некоторый индекс.

Обычно индексы конструируют для решения сложных задач. Успех их построения во многом зависит от находчивости и социо­логического опыта исследователя.

Таким образом, приведенные виды обобщения и отображения социологических данных в принципе достаточно, чтобы решить задачи, возникающие в ходе опросов общественного мнения.

Предмет: