Вы здесь

Экономика Казахстана в годы независимости

ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Развитие Казахстана за период  суверенитета характеризуется масштабными и коренными преобразованиями социально-экономичес­кой системы страны. Так за 10-13 лет в области экономической реформы были достигнуты следующие результаты:

в основном преодолены негативные последствия распада СССР и административной системы хозяйствования;

в основном завершено формирование нормативно-правовой базы;

в процессе разгосударствления и приватизации сформировалась эко­номика смешанного типа и создан достаточно развитый частный сектор, ныне в частном секторе производится более 70% ВВП страны;

в основном достигнута устойчивая стабилизация в финансовой сфе­ре государства в области государственных финансов, курса национальной валюты, устойчивости и ликвидности банковской системы и т.д. Вместе с тем, реформы в экономической сфере протекали неоднозначные  и ощутимых конечных результатов не принесли. Казахстану пришлось пережить ряд кризисов. Кризис экономического роста и инфляционный кризис, платежный кризис, инвестиционный кризис.

За этот период экономическая реформа Республики Казахстан прощла несколько этапов.

Первый этап охватывает период 1992-1993 гг. т.е. от начала коренного реформирования экономики до введения собственной национальной валюты. На этом этапе происходило трансформация собственности путем проведения разгосударствления и привитизации, углубление финансовой дестабилизации т.е. невиданный рост инфляции, имело место гиперинфляция, которая обесценила накопления населения, произошел спад производства во всех отраслях народного хозяйства. В этот период мак­роэкономическая политика определялась Россией, т.е. экономика республики полностью зависела от России.

Второй этап рыночных преобразований охватывает 1993-1997 гг., ког­да республика ввела национальную валюту и начала формировать соб­ственную макроэкономическую политику. Этот этап характеризуется со­зданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в обла­сти налогооблажения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономи­ческой деятельности, развития рынков и рыночной инфраструктуры.

Главным результатом второго этапа реформы стала принципиально но­вая экономическая политика в результате которой, процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер. Основными элементами новой экономической политики является:

Либерализация экономики на основе задействования рыночных регуляторов и сокращения форм государственной регламентации хозяй­ственной деятельности, либерализации внешнеэкономической деятель­ности, открытия страны для иностранного капитала. Началась практи­ческая реализация принципов свбодного ценообразования и т.д.

Формирование основ многоукладной экономики с преобладанием ча­стного сектора. Завершился процесс приватизации и разгосударствления, происходило развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение необходимых условий для здоровой рыночной конкуренции.

Развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры. Была со­здана основа рыночной инфраструктуры, включающий сеть банков, инвестици­онных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов.

Создание относительно равновесного потребительского рынка. В процессе реформы достигнута в относительно короткие сроки сбаланси­рованность спроса и предложения на потребительском рынке. По боль­шинству товаров потребительского назначения предложение стало пре­вышать платежеспособный спрос. Однако, этот процесс был обусловлен в этот период не столько ростом внутренного производства, сколько инциативностью импорта и снижением платежеспособности большей части населения из-за обесценения сбережений, остановки производства и нового повышения потребительских цен.  финансовая стабилизация. Произошло снижение темпов инфляции, последовательное наращивание золотовалютных резервов го- Н 1^тоя Пооявились положительные тенденции в отношении сальдо сударства. внешнеторгового оборота, наметились тенденции стабилизации произ­водства в ряде отраслей промышленности.

Если эти пять элементов экономической политики можно отнести к дости­жениям, то на втором этапе реформы экономики возникли и проблемы, это:

существенный спад производства повлекло за собой обострение про­блем в социальной сфере. Так реальные денежные доходы населения за 1991-1996 гг. снизились в 5 раз;

произошло значительное расслоение населения по уровню доходов, разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченных слоев насе­ления колебался (в зависимости от подходов к оценке) в интервале 11-30 раз, что превышало пороговый (10 кратный) показатель, принятый в мировой практике;

обострились проблемы занятости. Численность безработных, состо­ящих на учете в 25 раз превышала потребность в работниках, заявлен­ную в службы занятости страны;

платежный кризис, обусловленный комплексом взаимодействующих факторов, в том числе, и прежде всего, плохим финансовым состоянием предприятий, исчерпавших свои оборотные средства и не имевших воз­можности получить необходимые им кредитные ресурсы;

углублялись проблемы в инвестиционный сфере.

Все же казахстанские экономисты считают, что несмотря на наличие существенных проблем второй этап реформирования экономики заложил основу для стабилизации и формирования положительных макроэконо­мических тенденций на третьем этапе.

Третий этап реформирования экономики начинается с 1997-2000 гг. На этом этапе происходит рост ВВП, промышленного производства, объе­мов инвестиции и других важнейших показателей. Однако положитель­ная динамика развития экономики была существенно замедлена произо­шедшим в эти же годы мировым финансовым кризисом. Так кризис на­чавшийся в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, к 1998 г. дошел до сии и негативно повлиял на экономику Казахстана.

за множества шагов, осуществленных на 3-ем этапе можно выделить дующие меры макроэкономического уровня: " проведение пенсионной реформы;

совершенствование процессов приватизации и управления госудЭр ственной собственностью;

прнятие комплексных мер по поддержке отечественных товаропроиводителей-

углубление реформ в финансовой сфере;

принято решение о формировании Национального фонда РК позволяющего снизить зависимость страны от неблагопрятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков.

Со второй половины 1999 г. казахстанское общество находится на стадии экономического роста, что сказывается на макроэкономической стабилизации, стабильном росте инвестиции в экономику, создании национального фонда Казахстана и банка развития Казахстана, на государственной поддержке развития отраслей обрабатывающей промышленности.

Четвертый этап начинается с 2003г. и характеризуется началом успеш­ного функционирования институтов рыночной экономики. Образован и набирает силы частный сектор экономики, налоговое, торговое и инвес­тиционное законодательство. Все это обеспечивает свободное продвиже­ние товаров и капитала. В 2003 г. ВВП возрос по сравнению с 2000 г. на 13%. Улучшались социально-экономические показатели так в 2003 г. по сравнению с 2000 г. объем промышленной продукции возрос на 13,5%, валовая продукция сельского хозяйства на 14,7%, розничный товарообо­рот на 13,3%. Уровень инфляции в 2003 г. был самым низким за все годы независимости Казахстана - 6,4%. Начиная с 2002 г. общее развитие ми­ровой экономики осложнилось, так как конъюнктура мировых товарных рынков оказалась неблагоприятной. В современном мире, когда идет про­цесс интеграции и глобализации, регрессивные тенденции в мире оказы­вают заметное влияние на ситуацию в республике.

Республика обладает большим природным и экономическим потенци­алом, что позволяет занять достойное место в международном разделе­нии труда. Однако наряду с развитием сырьевых отраслей необходимо наращивать производство конкурентоспособных конечных продуктов, ускорить развитие обрабатывающих отраслей. К числу приоритетных отраслей выдвигаются транспортно-коммуникационный, финансовый секторы, геолого разведка и машиностроение.

Ведется большая работа по вступлению Казахстана в ВТО, усиливается ин­теграция с Евроазиатским экономическим и Центрально-Азиатским Союзами

Мировой опыт свидетельствует, что в переходный период необходим" эффективное участие государства в решении социально-экономически" задач. В стратегическом плане развития РК до 2010 г. отмечено, что на нынешнем этапе развития страны только государство может явиться "локомотивом" модернизации экономики.

Основными целями Стратегического плана развития РК в сфере экономики является:

преврашение государства в "локомотив" экономического роста; " создание и выведение крупных системообразующих компаний с участием государства на региональный и по возможности, мировой уровень; экономическая экспансия в регионах СНГ.

В связи с этим государство должно широко использовать следующие сферы регулирования социально-экономического развития страны: . четкое распределение функций центральных и местных органов власти;

предоставление самостоятельности местным органом государственно­го управления в пределах компетенций, установленных законодательством;

контроль государства за основными социальными сферами через со­вершенствование бюджетной сферы.

В ближайшие три года в соответствии со Стратегическим планом раз­вития РК, главными задачами Правительства является:

-обеспечение качественного роста уровня жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития;

повышения уровня сбалансированности экономики;

активизация движения капитала и накоплений;

-укрепление экономической безопасности и снижения системных рисков;

преодоление колебаний мировой конъюнктуры.