Вы здесь

Компетенция Парламента и организационные формы ее осуществления

Компетенция Парламента и организационные формы ее осущест­вления

Компетенция палат Парламента устанавливаются Конституцией и реализуются на сессиях Парламента, в деятельности палат Парламента, его органов и депутатов.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных за­седаний его палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выбо­ров. На первой сессии Парламента, до избрания председателя Сената и председателя Мажилиса, на заседаниях Сената и Мажилиса председатель­ствуют соответственно Президент республики и председатель Централь­ной избирательной комиссии.

Сессии Парламента бывают очередные и внеочередные.

Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с пер­вого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия Парламента открывается Президентом рес­публики, а в случае его отсутствия - председателем Мажилиса.

В период между сессиями Парламента Президент может созвать внеочередное совместное заседание палат по:

- собственной инициативе;

- по предложению председателей палат;

- по предложению не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. Совместные и раздельные заседания палат

правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат.

Совместные заседания Палат правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат. Совместные за­седания Палат являются открытыми.

Регламент Парламента предусматривает случаи, когда могут прово­диться закрытые заседания:

1. по предложению Президента;

2. по предложению депутата Парламента, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.

Как на открытых, так и на закрытых заседаниях могут присутство­вать Президент, Премьер-министр, члены правительства, Председатель Национального банка, Генеральный прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности, Государственный секретарь, руководитель Администрации Президента.

На совместном заседании Палат Парламент рассматривает следую­щие вопросы.

1. По предложению Президента вносит изменения или дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них измене­ния и дополнения.

2. Утверждает республиканский бюджет, отчеты Правительства и Счет­ного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

3. Обсуждает возражения Президента на принятый закон. Возражения Президента считаются преодоленными, если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое им решение по закону в целом или соответственно по от­дельным его статьям. Тогда Президент подписывает данный закон в семи­дневный срок. Если в результате голосования Парламент не смог преодо­леть возражений Президента, то закон считается либо не принятым, либо считается принятым в редакции Президента.

4. Двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат вправе делегировать Президенту законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года.

5. Рассматривает вопрос о даче согласия на назначение Премьер-министра и Председателя Национального Банка. Если Парламент не при­нимает решений о даче согласия по предложенным Президентом кандида­турам, Президент имеет право внести повторное представление. Президент может предложить кандидатуры новых лиц. Решение о даче согласия на назначение на должность Парламент принимает большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

6. Заслушивает доклад Премьер-министра о Программе Правительства. Премьер-министр в течение месяца после своего назначения Президентом представляет Парламенту доклад о Программе Правительства. Повторное отклонение Программы Правительства может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Повторное отклонение Программы Правительства означает выражение во­тума недоверия Правительству.

Конституция Республики предусматривает другие случаи выражения прямого недоверия Правительству, Парламент может принять решение о выражении вотума недоверия Правительству:

1) если Премьер-министр поставит вопрос о доверии Правительству в связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона; если предложение о вотуме недоверия не наберет двух третей голосов от обще­го числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования, однако Правительство не может пользоваться этим пра­вом более двух раз в год;

2) если вопрос о доверии Правительству будет поставлен по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента.

7. Решает вопросы войны и мира.

8. Принимает по предложению Президента решение об использовании Вооруженных Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

9. Проявляет инициативу о назначении республиканского референдума. Инициатива выдвигается на совместном заседании Палат Парламента про­стым большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и оформляется постановлением, которое направляется Президенту. Если Президент отклонит инициативу Парламента о проведении республикан­ского референдума, Парламент по этому вопросу может обратиться к Пре­зиденту повторно не ранее, чем через два года после принятия предыдуще­го своего решения.

10. Заслушивает ежегодные послание Конституционного Совета Рес­публики о состоянии конституционной законности - строгого и еди­нообразного соблюдения конституционных норм всеми государственными органами и организациями, должностными лицами, общественными объе­динениями и гражданами.

11. Образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комис­сий.