Вы здесь

Блок Александр Александрович

Фото Блок Александр Александрович

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1880—1921) — поэт, драматург.

Родители Блока разошлись сразу же после рождения буду­щего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежав­шей к кругу петербургских про­фессорских семей. После окон­чания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формиро­вался под влиянием традиций русской классической литера­туры. Писать стихи начал рано.

В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышен­ности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность про­никновения за пределы живого.

Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышед­шую в 1904 году, — «Стихи о Прекрасной Даме». Это произведение символистское, потому что в нем противо­поставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решитель­ный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты. Все это важнейшие идейные черты нового искус­ства России того времени. Не удивительно, что Блок сразу

же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 гг. Изменилось на­строение литературы этого периода. Отозвался на револю­цию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника — социальную чуткость.

Вторая его книга, «Нечаянная радость», сделала попу­лярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904—1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осен­няя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушате­лей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Герой Блока становится обитателем шумных город­ских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь. А стихотворе­ние «Осенняя волна» стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока, которой он в дальней­шем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасов­ские интонации — любовь к родине — любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.

1906—1907 годы стали переломными для Блока, это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматур­гии, потому что театр — это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность. Когда Блок почувствовал же­лание и необходимость сказать новое слово, жанр театраль­ного действа стал естественной формой. В 1906 году Бло­ком были написаны три лирические драмы — «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».

Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками. В своем дневнике Блок записал: «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все».Не имея воз­можности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу; вторая прловина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицис­тических работ.

После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года — цикл «Кар­мен». В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь.

Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины. С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны — нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) — этапное произведение поэта. Многозначительно примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.

Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отра­жением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века.

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публи­цистическая статья «Интеллигенция и революция». Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, говор­ное, то в лейтмотивных повторах. В «Двенадцати» кон­трастно противопоставлены сатира на старый мир и траги­ческий и героический апофеоз революционной «бури» (см. «Двенадцать»).

Призвав деятелей культуры участвовать в строительст­ве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, слу­жит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература».

Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920—1921 годы пронизаны на­строениями глубокой депрессии, неразрешимым трагиз­мом мироощущения, переживанием острого разлада с дей­ствительностью.

В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался.

Творчество Блока отличается глубоким единством, ор­ганичностью и напряженным динамизмом развития.

Для лирики Блока неизменно дыхание страсти (его лирика всегда о любви, хотя никогда не бывает только интимной). Стихи наполнены верой в высою/ю миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни и др.

Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразив­шаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представле­ния целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.

Предмет: