Фадеев Александр Александрович

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1901—1956) — прозаик, общественный деятель.

Родился в семье професси­ональных революционеров. Отец — народоволец. Мать — марксистка. В 1908 году Анто­нина Владимировна Фадеева с детьми и новым мужем, как и она, социал-демократом, Гле­бом Свитычем, переехала на Дальний Восток. Во время учебы во владивостокском коммерческом училище (1912— 1919) Фадеев сблизился с боль­шевиками. С 16 лет — член партии, участник антиколчаковского большевистского подполья. С 18 лет — комиссар полка народно-революционной армии. В 19 —- комиссар

бригады. Делегат X съезда партии. С 1921 года — студент Горной академии и одновременно парторг одного из мос­ковских заводов и инструктор Замоскворецкого райкома.

В литературу Фадеев пришел не случайно. Он был человеком одаренным. И заявило о себе его дарование в первой же повести «Разлив». Хотя через десять лет, вспо­миная о своих первых шагах в литературе, Фадеев дал «Разливу» беспощадно суровую оценку: «Несерьезное и неряшливое произведение... Материал повести остался сырым и необработанным...»

Повесть и в самом деле мастерством исполнения не отличалась. Но больше всего удручало ее автора то, что собственные его впечатления и эмоции вышли из-под контроля разума, не подчинились строгому идейному за­мыслу.

В этом же году выходит еще одно произведение о гражданской войне — рассказ «Против течения». Сюжет построен на конфликте между массой и способными про­тивостоять ей большевистскими руководителями, между «выросшей в черноземных падях партизанской стихией и выплавленной в жарких вагранках, окрепшей на железно­дорожных путях разумной классовой волей».

Широкую известность Фадееву принес роман «Раз­гром» (1927) о партизанской войне на Дальнем Востоке (см. «Разгром»).

В 1926 году писатель был откомандирован с партийной работы на литературную и переехал в Москву. В 1926-1932 гг. был одним из руководителей РАПП; с 1934 года — зам. председателя Союза писателей, член правления и прези­диума СП СССР; в 1939-1944 годах — секретарь СП; в 1946—1954 — генеральный секретарь и председатель прав­ления СП СССР; в 1954—1956 — секретарь правления. Был редактором ряда газет и журналов.

Гражданской войне был посвящен еще один роман Фадеева — «Последний из удэге» (1929—40). Из 6 задуман­ных частей романа писатель успел завершить 4. Три года Фадеев писал свою эпопею и двадцать раз перекраивал, переписывал, так и не доведя эту работу до конца.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев пишет ряд очерков, статей о героической борьбе советского народа, создает книгу «Ленинград в дни блокады» (1944) и «Молодую гвардию» (1945).

В августе 1943 года писателю предложили написать книгу о краснодонском молодежном подполье, материалы о котором были только что доставлены в Москву специ­альной комиссией. После знакомства с этими документами потрясенный писатель в течение месяца находился в Крас­нодоне, беседуя с участниками и очевидцами событий.

Писать роман помогало Фадееву то, что в деятельности молодогвардейцев было очень много общего с его собст­венной подпольной деятельностью в 1918—1919 годах. При всем богатстве предоставленного Фадееву материала в нем было много белых пятен. Используя право писателя на художественный вымысел, автор нашел не просто правдо­подобные, а глубоко правдивые, подсказанные всем опы­том первых лет войны ответы на вопросы, которые остава­лись для него открытыми.

До печатного варианта «Молодой гвардии» все это либо не дошло вовсе, либо дошло в сильно смягченном и отретушированном виде. Но и того, что прорвалось в роман, оказалось достаточно, чтобы через два года после выхода его в свет партийная печать подвергла его разгром­ной критике.

Успех романа был несомненным. Образ поколения молодогвардейцев — светлых, чистых, жадных к знаниям, беззаветно преданных родине — 'полюбился читателям. В известной фадеевской характеристике этого поколения («... самые, казалось бы, несоединимые черты —- мечтатель­ность и действенность, полет фантазии и практицизм...») нет ни одной фальшивой ноты. И главное достоинство романа состояло в том, что он открыл это уникальное поколение и для современников, и для будущего читателя.

После критики Фадееву было рекомендовано перера­ботать роман. Переработка «Молодой гвардии» — это целая трагическая эпопея, которая длилась с перерывами три года. В итоге этого Фадеев в известной степени восстановил историческую справедливость: ввел в действие партийное подполье, которое, как выяснилось, действительно суще­ствовало в Краснодоне и блестяще выполнило свою глав­ную задачу — не позволило оккупантам восстановить шахты. Но одновременно убрал из романа остатки горькой правды о войне: исключил сцены паники, снял критику руководителей, утративших связь с народом, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем не оправданных потерях.

В новой редакции многое потерялось и в самом глав­ном — в образе молодогвардейского поколения. Он потуск­нел, утратил немалую долю своего романтического обая­ния. Недаром еще в ходе переделки романа Фадеев писал в одном из писем: «Я все еще перерабатываю молодую гвардию в старую».

Последний роман Фадеева «Черная металлургия», по­священный современности, остался незавершенным. Этот роман был последней надеждой Фадеева реабилитировать себя хотя бы в собственных, а по возможности и в чита­тельских глазах. Когда рухнула и эта надежда, прозвучал выстрел в подмосковном поселке Переделкино, на втором этаже одной из писательских дач.

Писательская судьба Фадеева трагична. Художествен­ное наследие исчерпывается двумя законченными романа­ми. Но оба они оставили в истории литературы заметный след. И «Разгром», и «Молодая гвардия» (в первой ее редакции) сохранили для читателя такие черты своего времени, такие штрихи событий и человеческих характе­ров, каких нет в произведениях других, быть может и более талантливых авторов.

Предмет: