Вы здесь

Фет Афанасий Афанасьевич

Фото Фет Афанасий Афанасьевич

Жизненный путь Фета на­чался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Гер­мании с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре ро­дился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через че­тырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической за­писи, и русский дворянин Афа­насий Шеншин превратился в разночинца — «иностранца Афанасия Фета», которому удалось получить русское под­данство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивает­ся ее.

С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.

В 1840 году выходит первый сборник его стихотворе­ний «Лирический пантеон», а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. «Из живу­щих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», — пишет в 1843 году Белинский.

В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офи­церский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 году ему удается перейти в привилеги­рованный гвардейский полк, расквартированный невдале­ке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотво­рений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий, обративший на себя внимание знатоков и любителей поэ­зии.

В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занима­ется хозяйством, выступает как публицист-консерватор. Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40—50-х годов (1863).

С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Определяющее начало в циклах — публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл. Поэзия и проза Фета — художе­ственные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничи­вал, полагая, что проза —- язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе — реалистической.

Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтическо­го творчества (1870-1892).

В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С.Тургенев: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».

Став богатым помещиком, Фет занимается и благотво­рительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопо­чет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам». Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой. В одном из писем он пишет: «Застываю теперь, как земля осенью», в другом жалуется на «почти абсолютное одиночество». Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х

годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», зани­мается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.

Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой — Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет-Шеншин стало привычным.

Фет — романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар «ловить неуловимое», фиксировать «эфир­ные оттенки чувства».

В лирике поэта занимают важнейшее место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии —-природа и любовь.

Фет выразителен и точен при обрисовке картин при­роды в различные времена года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картинах увядаю­щей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в таких сти­хотворениях, как «Печальная береза...», «Псовая охота», «Задрожали листы, облетая...» и др. Природа у Фета насе­лена живыми существами, причем не только традиционны­ми для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может, впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик). Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена достижениями русской реалистической прозы (Тургенева и Л.Толстого в первую очередь).

Поэтизация красот природы —- одна из заслуг Фета-лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе давно стали хрестоматийными.

Другая, не менее значительная заслуга Фета —- изобра­жение глубокого любовного чувства. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм. При этом облики героя и героини лишены у Фета социально-бытовой определенности. Недаром для стиля его любовных стихов так характерен прием, когда портретная или психо­логическая деталь выступает как часть целого.

«Влево бегущий пробор», «детские слезы», «неруко­творные черты», «изгибы близкой души», «муки души безгрешной», «образ мгновенный» —- признаки героини.

«Глаз ревнивый», «больная душа», «тайная тоска в душе осиротелой» — признаки героя.

В любовной лирике Фета слышатся и оптимистичес­кие, жизнеутверждающие мотивы. Это характерно и для поздних произведений поэта, созданных в течение 1882— 1892 годов (например, «Еще одно забывчивое слово...», «В степной глуши, над влагой молчаливой...», «Хоть счастие судьбой даровано не мне...» и др.).

Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрас­ным материалом для романсов многих русских композито­ров: Чайковского, Рахманинова и др. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия».

Поэт прожил долгую и нелегкую жизнь. Историческая судьба его наследства также весьма драматична. Фет вошел в литературу в 1840 году. Пушкина уже не было; Лермонтов издал свой единственный стихотворный сборник; Тютчев был известен узкому кругу ценителей; новое поколение поэтов только формировалось. В 1840-50-е годы извест­ность Фета начала расти. Но в последующее тридцатилетие стремление Фета любыми средствами доказать свою при­надлежность к «трехсотлетнему дворянству» оттолкнуло от него широкого демократического читателя, заслонив глав­ное в нем — огромный талант лирика. Своего признания он так и не увидел. 1892 год, последний в жизни Фета, явился кануном выхода сборников Брюсова «Русские сим­волисты». На рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии, интерес к Фету быстро возрос. Постепенно становилось ясно, что за полвека литературной деятельнос­ти он открыл новую главу в истории отечественной поэзии, начиная «не календарный, настоящий двадцатый век» (А. Ахматова).

Недаром Александр Блок считал своим непосредствен­ным предшественником именно Фета.

Поэзия Фета выдержала испытания временем, и в наши дни он один из самых читаемых поэтов-классиков

Предмет: