Вы здесь

Карамзин Николай Михайлович

Фото Карамзин Николай Михайлович

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

(1766-1826) — прозаик, поэт, журналист, историк.

Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университе­те, владел многими новыми и древними языками.

Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекс­пиром, испытал влияние ма­сонства.

В 1789 году опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия», отдельными издания­ми вышли переводы поэмы

АТаллера «О происхождении зла» (1786), «Юлий Цезарь» У.Шекспира (1787).

С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путеше­ствовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решаю­щее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали «Письма русского путешественника» — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.

Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой. Публикуя из номера в номер «Письма русско­го путешественника», Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.

В это же время выходят в свет художественные произ­ведения Карамзина, принесшие ему славу: повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литерату­ры. Литература, благодаря карамзинской прозе, приближа­лась к жизни, признаком литературности делалась не воз­вышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.

С одной стороны, Карамзин стремился создать чело­века новой культуры — утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Ка­рамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внут­ренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.

Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя «писать как говорят», Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе «общественно-бытовой», язык еще надлежит создать.

Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На стра­ницах журнала «Вестник Европы» были опубликованы повести «Марфа Посадница» (1803), «Рыцарь нашего вре­мени» (1802), «Моя исповедь» (1802), «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.

В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об офи­циальном назначении его историографом. Интерес к исто­рии у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.

Первый том «Истории государства Российского» был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессио­налом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов «Исто­рии...»

Отечественная война 1812 года прервала работу писа­теля. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал «лучший и полный» экземпляр жене, ко­торую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над «Историей...» Карамзин не пре­кращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей «Исто­рии...»

Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов «Истории государства Российского» вышли в свет 28 января 1818 года. 3 ООО экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.

Карамзин продолжал свой исторический труд. Девя­тый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннад­цатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.

Карамзинская «История...» не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделен­ный простодушием летописца и гражданским мужеством.

Восстание 14 декабря окончательно надломило мо­ральные и физические силы Карамзина (он был на площа­ди и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи.

Значение Карамзина для русской культуры исключи­тельно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проло-чжил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии.

Как журналист он показал образцы всех видов поли­тических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принад­лежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благо­родной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убежде­ний выше любых суетных соображений минуты.

Предмет: