Вы здесь

Мцыри

Поэма написана М.Ю.Лермонтовым в 1839 году. Это произведение завершает линию замыслов поэта, зародив­шихся еще в 1830—1831 годах. В него вошли и целые фрагменты из ранних, ненапечатанных поэм: «Исповеди», «Боярина Орши».

Герой поэмы пытается вырваться из мира, обрекающе­го его на одиночество. Мцыри — это «естественный чело­век», которому навязаны угнетающие его внутренние чув­ства общественные отношения. В герое велико чувство отрицания, так как его окружают не враги, а защитники и покровители; он и не воюет с ними: он их не приемлет. Мцыри живет, повинуясь естественным побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закону сердца», и погрузиться в природную стихию. Для него схватка с барсом — встреча с природой; он вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде первой встреченной девушки. Каждый сюжетный мотив «Мцыри» символически расширен и насыщен философ­ским смыслом.

Так, мотив монастыря в ходе поэмы меняет свое назначение: монастырь-убежище превращается в монас­тырь-тюрьму. Мотив бегства — освобождения преобразу­ется в мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с его опасностями, трудами и подвигами, совер­шался в окрестностях монастыря. Мцыри умирает, никого не проклиная. Но именно последние строки поэмы и выражают яснее всего этот заряд отрицания, который за­ложен в каждой сцене этого произведения.

Сочетание доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной реши­тельности, определяющее характер Мцыри, было открыти­ем Лермонтова. Устами этого «естественного человека» произносится суд над монастырскими законами, символи­зирующими законы общества. «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью...» (В.Белин­ский).

Поэма «Мцыри» — одно из высших достижений ро­мантической поэзии Лермонтова. Здесь сложился и особый лермонтовский поэтический язык — захватывающий чита­теля речевой поток, внешне похожий на импровизацию.

Предмет: