Вы здесь

Некрасов Николай Алексеевич

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1821-1878) — поэт, прозаик, критик, издатель.

Детские годы Некрасова прошли на Волге в с.Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крес­тьян. Мать поэта, любящая, до­брая женщина, бесстрашно за­ступалась за крестьян. Защищала она и детей от по­боев мужа.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. По слотам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская...» и др). Именно из Грешнева Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.

Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обуче­ние. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самово­лие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию.

Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготор­говцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В.Г.Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние — нравственное, ли­тературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засвер­кал его свежий, многосторонний талант.

В 1847 году писатель И.И.Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С.Пуш­киным. В «Современнике» расцветает редакторский талант HeKpacoBaLсплотившего вокруг журнала лучшие литера­турные силы 40—60-х годов. И.С.Тургенев публикует здесь «Записки охотника», И.А.Гончаров — роман «Обыкновен­ная история», В.Г.Белинский — поздние критические ста­тьи, А.И.Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворе­ния. После смерти Белинского Некрасов привлек для ра­боты в журнале продолжателей дела Белинского — Черны­шевского и Добролюбова.

Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добро­любов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышев­ского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.

Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечествен­ные записки» и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. «Отечественные записки» пользовались таким же успехом, как и «Современник».

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму «Саша», в которой хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отлича­ются от прежних «героев времени», «лишних людей» из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихо­творения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. «Крестьянские дети» (1856), созданные одновременно с «Коробейниками», продолжают успех поэта. Поэма «Мороз, Красный нос» (1863-1864) наполне­на светлой верой и доброй надеждой.

Стихотворение «Орина, мать солдатская» (1863) про­славляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.

Декабристскую тему раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» (см. «Русские женщины»), В «Княгине Трубецкой» (1871) и «Княгине Волконской» (1872) Некра­сов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в жен­щинах-крестьянках поэм «Коробейники» и «Мороз, Крас­ный нос». Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовил­ся к великому литературному подвигу — к созданию боль­шой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могу­чие духовные силы русского народа.

Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1865— 1877) — все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некра­сова (см. «Кому на Руси жить хорошо»),

В 1876 году после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее, потому что 6 начале 1875 года он тяжело заболел. Ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Пришло время подводить итоги, и поэт создает «Последние песни». Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.

Он решился на смелое сочетание элегических, лири­ческих и сатирических мотивов в пределах одного стихо­творения, что раньше было совершенно недопустимо. Не­красов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэти­ческой лексики, от ораторского до пародийно-сатиричес­кого стиля.

Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость мате­ринского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:

Не бойся горького забвенья: Уж я держу в руке моей Венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей.

Предмет: