Вы здесь

Распутин Валентин Григорьевич

Фото Распутин Валентин Григорьевич

РАСПУТИН ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ (род. в 1937 году) — прозаик.

Детство писателя прошло в деревушке Аталанке на берегу Ангары. В 1959 году он закон­чил историко-филологический факультет Иркутского универ­ситета. После окончания уни­верситета недолго работает на телевидении, затем переезжает в Красноярск. В качестве разъ­ездного корреспондента обо­шел пешком и исколесил меж­дуречье Енисея, Ангары и Лены.

Печататься начал в 1951 году. Автор книг очерков и рассказов «Край возле самого неба» (1966) и «Костровые новых городов» (1966), расска­зов «Я забыл спросить у Лешки» (1961), «Человек с того света» (1965), «Продается медвежья шкура» (1966), «Васи­лий и Василиса» (1967) и др.

Начав с таежной романтики, с поэтизации сильных характеров в их таинственном единении с природой, в борьбе с ней, Распутин перешел к произведениям, в кото­рых преобладает внимание к духовному миру человека.

Окрепшую индивидуальность автора критика отметила в повести «Деньги для Марии» (1967), где писатель, стал­кивая бескорыстие и душевную черствость, самоотвержен­ность и эгоизм, при всей трезвости и неприкрашенное™ изображения людей и событий, утверждает победу светлого жизненного начала.

Стремление к новым, неизведанным горизонтам наро-дознания связано с повестью Распутина «Последний срок» (1970). Это произведение о последних днях жизни старухи Анны и о поведении ее взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает будничное величие жизнеощущения старой крестьянки.

Сыновья Михаил и Илья запаслись водкой для поми­нок, но не выдержали и крепко выпили. Дочери Люся и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Но Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Миронихой, научила дочь Варвару, как ей следует «об-выть», оплакать мать по обычаю. Но странной и загадочной тревоги полно последнее, не исполненное ожидание ста­рухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему так произошло — неизвестно. Это оста­ется загадкой повести.

Повесть «Живи и помни» (1975) тоже не лишена своих тайн и загадок. В центре произведения прекрасный харак­тер деревенской женщины Настены. Она укрыла бежавше­го после пребывания в госпитале мужа Андрея, приняла его дезертирство на себя. В это тяжелое время в позорной тайне для нее, так жаждавшей и до войны материнства, она ощутила в себе биение новой жизни. Настена не может найти разумного, логичного решения, и она бросается в Ангару, искупая вину Андрея, вину жестокого времени. Неотвратимость этого последнего довода Настены, это ее страшное «оправдание» перед миром, крик о своей чистоте и благородстве остаются надолго в сердце и душе читателя.

Повести «Прощание с Матерой» (1976) и «Пожар» (1989) взаимосвязаны. В «Прощании с Матерой», этой крес­тьянской Атлантидой, уходящей на дно рукотворного моря, Распутин говорит о святости уходящих патриархальных миров. Гармонический мир острова Матера стал как бы самым святым местом на земле. На острове уцелел царст­венный листвень, его обитательницы — старухи-праведни­цы — привечают не узнаваемого нигде Богодула, странни­ка, юродивого, «божьего человека». Героини повести, прежде всего Дарья, живут в «особом времен и-пространст­ве» — времени прощания, тревоги, начертания пророчес­ких заветов. По ночам остров обходит «хозяин» — вымыш­ленное существо, добрый дух земли. Остров Матера окружен жестоким, агрессивным миром, от воздействия которого он как бы и погружается на дно.

Распутин обладает способностью писать о катастрофи­ческих событиях мягко, доверительно, но с щемящей болью. Финал «Пожара» производит именно такое впечат­ление: «Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка и,

как ему казалось, из себя... Пахло смолью, но не человек в нем чуял этот запах, а что-то иное, что-то слившееся воедино со смоляным духом; стучал дятел на сухой лесине, но не дятел это стучал, а благодарно и торопливо отзыва­лось чему-то сердце. Издали — далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудший человек, отчаяв­шийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда.

Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля».

В повести все освещено с жизненных позиций главно­го героя Ивана Петровича Егорова. Пожар, случившийся в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символический смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состоя­ние поселка. Взаимопроникновением различных начал от­мечено повествование. Обратимся к трагическим страни­цам «Пожара». Сгорели склады. Окровавлены, изранены те, кто все-таки сумел спасти поселок от огня. Убит само­отверженный Хампо. «Горечь, боль, угар» — в каждой детали картины, оставленной страшной ночью. А утро приносит яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля... Разогреется солнышко — и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек.

Никакая земля не бывает безродной».

Весна «собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Выход к экологическим причинам очевиден. Тем не менее они не главенствуют в «Пожаре».

Земля определяет и судьбы человеческие: «ей решать, ей, вынашивающей правых и виноватых, своих и чужих, собственным поставом судить, что потом из кого выйдет».

Герой повести — скромный сельский житель. Он не обладает выдающимися способностями. Егоров так и не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его «и долгих, и обрывистых раздумий», цельность чувств создают ясное представление о подлин­ной содержательной жизни.

Четыре силы помогают человеку: «дом с семьей, рабо­та, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Егоров понимает эту истину на своем опыте.

«Сегодня любой серьезный разговор... сводится к трем главным вопросам: первый — это шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: что делать и кто виноват?» Так верно определил Распутин современные искания, их притяжение к пробле­мам, поднятым еще русской классической литературой. И в своих произведениях писатель пытается найти ответ на эти вопросы. В слиянии конкретно-бытовых и философ­ски-нравственных обобщений заключено самое смелое до­стижение Распутина-писателя.

 

Предмет: