Вы здесь

Экономика Казахстана в годы послевоенных пятилеток

Экономику Казахстана в годы послевоенных пятилеток в соответствии с официальной политикой предусматривалось развивать по линии:

массового перевода предприятий, работавших для военных целей на выпуск гражданской продукции, для удовлетворения нужд населения;

увеличения не только объемов производства предметов народного потребления, но и ассортимента гражданской продукции;

оказания помощи при восстановлении народного хозяйства постра­давших от оккупации районов;

изыскания и максимальной мобилизации внутренних резервов, по­скольку союзный бюджет в основном направлялся в те районы СССР, где происходил театр военных действий;

ликвидации остатков экономического неравенства Казахстана по срав­нению с экономически развитыми регионами СССР.

В 1946-60 гг., то есть в период 4-й и 5-й пятилеток, Казахстан как все советское государство, решал задачу завершения строительства социа­лизма. Темпы развития промышленности в этот период значительно опе­режали общесоюзные показатели. Так, в сравнении с уровнем 1940 г. про­мышленность Казахстана в 1951 г. возросла на 231%, а в 1960 г. на 732% против соответственно 173% и 524% в среднем по СССР. Это объясняет­ся не столько ростом производства в республике, сколько низким старто­вым уровнем экономического развития Казахстана при вступлении к за­вершению строительства социализма.

Интенсивное наращивание промышленного потенциала шло по ли­нии всемерного вовлечения в хозяйственный оборот капиталоемких сы­рьевых и энергетических ресурсов при опережающем темпе роста добы­вающих отраслей промышленности. К концу 5-й пятилетки по промыш­ленному потенциалу и объему капитальных вложений Казахстан закреп­ляется на третьем месте в СССР после РФ и Украины. Наряду с дальней­шим использованием огромных потенциальных возможностей добывающих отраслей цветной металлургии и топливной промышленности железорудная база, ускоренно осваивается Каратауское место рождение фосфоритов.

В 1957 г. была осуществлена перестройка управления промышленно- и строительством на основе перехода к территориальной системе становления и организации совнархозов. В Казахстане первоначально было создано 9 административных районов и столько же совнархозов: Алма-А тинский. Актобинский, Восточно-Казахстанский, Атырауский (Гурьеве - кий) Карагандинский, Костанайский, Северо-Казахстанский, Семипала­тинский, Южно-Казахстанский. Для координации их деятельности в 1960 г был организован Казахский Совет народного хозяйства. Совнархозы про­водили работу по объединению мелких предприятий, кооперативного про­изводства, созданию заводов по ремонту оборудования, производству заго­товок и инструментов для различных отраслей промышленности.

В развитии транспорта особая роль отводилась железнодорожному и автомобильному транспорту. Сеть железных дорог в I960 г. составила около 11,5 тыс. км против 8,3 тыс. км в 1945 г. Однако эксплуатация же­лезных дорог была затруднена, так как отдельные участки ее входили в состав 8 железных дорог. Около 95% общего грузооборота приходилось на Туркестано-Сибирскую, Карагандинскую и Оренбургскую железные дороги, и лишь немногим более 5% - на Омскую, Рязано-Уральскую, Таш­кентскую и Томскую дороги. В этой связи в 1958 г. была создана единая, самая крупная в СССР, Казахская железная дорога на базе Туркестано- Сибирской, Карагандинской и Оренбургской железных дорог, с включе­нием в ее состав отдельных участков других дорог.

Грузооборот автомобильного транспорта в 1958 г. по сравнению с 1940 г. увеличился более чем в 15 раз. Трубопроводный транспорт в первые послевоенные годы развития не получил. Функционировал лишь магист­ральный нефтепровод Атырау-Орск и небольшая сеть внутри промысло­вых нефтепроводов.

В 1958 г. в общем грузообороте всех видов транспорта доля железно­дорожного транспорта составила 91,7%, автомобильного - 7%, трубопро­водного и авиационного - 0,7%, речного - 0,64%.

В аграрном секторе, наряду с увеличением посевных площадей и рос­том поголовья животных, осуществлялось организационно-хозяйствен­ное укрепление колхозов. Однако поголовье скота, за исключением овец и коз, к концу I960 г. не достигло их численности в 1928 г. Так, поголовье крупного рогатого скота составляло - 84% уровня 1928 г., лошадей - 32,7%, верблюдов - 13,3%. В результате укрупнения колхозов за период 1945-50  число сельхозартелей в Казахстане уменьшилось с 6639 до 3670, при этом размеры колхозов по числу дворов увеличились в 1,6 раза, по посейной площади - почти в 2,3 раза, а по поголовью скота - более чем в 3 раза

Развитие сельского хозяйства в этот период прежде всего связано с освоением целинных и залежных земель. В республике было освоено( более 25 млн. га целины, на которой в основном создавались совхозу зернового направления. В результате в 1954-58 гг. удельный вес Казахстана в зерновом балансе СССР составил 19,1% против 5,6% в 1949-51 гг. С освоением целины в сельском хозяйстве республики широкое разви. тие получила государственная форма собственности, которая еще большее развитие получила в последующие годы. Уже в 1958 г. на долю совхозов приходилось свыше 60% всей посевной площади и государственных заги товок зерна, почти 50% заготовок мяса, 42% шерсти, более 40% молока.

В 1958 г. была осуществлена реорганизация машинно-тракторных стан­ций (МТС) путем организации ремонтно-технических станций, а основ­ная техника МТС передана колхозам. В этом же году на долю сельского хозяйства приходилось свыше 31% валового общественного продукта и почти 39% всего национального дохода республики.

В политической и экономической литературе годы 7-8-й пятилеток (1961-70гг.) выделялись как годы создания экономики развитого социа­лизма. В этот период продолжают во все возрастающих масштабах вов­лекаться в хозяйственный оборот высокоэффективные природные богат­ства Казахстана. Республика становится основной железорудной базой черной металлургии Урала и восточных районов СССР. Республика вы­ходит на первое место в СССР по добыче хромитовых руд, на третье - по добыче железных и марганцевых руд. К концу 8-й пятилетки была дос­тигнута полная обеспеченность коксующимися углями металлургичес­ких предприятий Южного Урала и Казахстана на базе Карагандинского угля. Развивается также сырьевая база цветной металлургии и химичес­кой промышленности.

Следует отметить добывающие отрасли и производства, разрабатыва­ющие недра (геология), извлекая минеральное сырье в его первичном виде, - наиболее капиталоемкие производства. Фондоемкость продукции этих отраслей втрое выше, чем в обрабатывающих отраслях промышленности.

Нельзя отрицать, что развитию обрабатывающих отраслей промыш­ленности совсем не уделялось внимания, не предпринимались меры по улучшению пропорции между добывающими и обрабатывающими от­раслями. Структура машиностроения в республике способствовала обес­печению средствами производства сырьевых отраслей промышленнос­ти. Опережающими темпами развивалось производство сельскохозяй­ственных машин и механизмов для горнорудной, химической и нефтяной промышленности. Между тем, затягивалось строительство нефтеперерабатывающих предприятий, почти не выпускались машины и оборудования для предприятий легкой и пищевой промышленности. Республика, имея богатейшие запасы сырьевых ресурсов, испытывала недостаток в товарах длительного пользования.

В 1960-70 гг. делаются попытки по повышению эффективности обще­ственного производства по расширению самостоятельности предприятий и их заинтересованности. Вводятся принципы отраслевого управления промышленностью.

В структуре валового общественного продукта в 1970 г. удельный вес про­мышленности составил 48%, сельского хозяйства - 23,7%, строительства - 15 2%, остальное приходилось на долю других отраслей народного хозяйства.

В аграрном секторе основное внимание уделялось развитию зерново­го производства и овцеводства. В 1970 г. на долю Казахстана приходи­лось 15% посевных площадей всех сельскохозяйственных культур, в том числе почти 27% пшеницы, более 22% поголовья овец и коз СССР.

В 1961-1970 гг. для освоения природных богатств Мангышлака были сооружены линии Макат-Бейнеу-Актау с продолжением до Жетыбая и Нового Озеня, завершено строительство линии Бейнеу-Кунград, Атырау- Астрахань. Построены тупиковые линии от Балхаша к медным рудам Саяка, от Караганды к полиметаллическим рудам Карагайлы, от Тараза к фосфоритам Каратау и Жанатаса.

Более ускоренное развитие получил автомобильный транспорт. За 1961 - 1970 гг. протяженность автодорог с твердым покрытием увеличилась в 3 раза. Освоение полуострова Мангышлак дает толчок развитию трубопро­водного транспорта. Действует нефтепровод Озень-Жетыбай-Актау с продолжением до Атырау и Самары, газопровод Жетыбай-Актау. В 1970 г. завершено строительство газопровода Бухара-Ташкент-Шымкент-Тараз- Бишкек-Алматы.

Протяженность речных путей в 1970 г. составляла 5,8 тыс. км. Около 85-90% всего грузооборота речного транспорта приходилось на долю реки Ертыс.

Следует отметить, что уже в годы 6-7-й пятилеток намечается сниже­ние темпов экономического развития СССР и союзных республик. В этих условиях предпринимается попытка реформировать экономику. Извест­на реформа 1965 г., суть которой сводилась: к укреплению отраслей промышленности образованием ряда новых министерств; совершенствованию планирования; укреплению хозяйственного расчета; повышению Роли экономических факторов и т.д.

На предприятиях создавались три фонда экономического стимулирования, фонд материального поощрения, фонд развития производства и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства В определенной мере усиливалась роль товарно-денежных отношений кредита и цен в развитии экономики.

Был взят курс на дальнейшее обобществление производства на осно­ве создания производственных объединений. В 1975 г. доля государственной собственности в основных фондах народного хозяйства составила 92,2%, личной собственности - 3%, колхозной - 2,9% и кооперативной. 1%. Растет объем капитальных вложений в народное хозяйство, наиболь­шая масса которой направлялась на освоение месторождений полезных ископаемых. Стали возрастать капиталоемкость и материалоемкость производства в республике.

Начиная с 9-й пятилетки экономический механизм реформы 1965 г. начинает давать сбой. Так, объем промышленного производства в 9-й пятилетке возрос на 42% против 56% в 8-й. Имело место снижение тем­пов роста производства и в других отраслях народного хозяйства.

Если в 10-й пятилетке среднегодовой прирост произведенного в рес­публике национального дохода составил - 4.4%, то в 11-й 0,9% продукции сельского хозяйства соответственно - 2,5 и 0.1 %. Производительность об­щественного труда в 10-й пятилетке выросла на 2,5%, а в 11-й - снизились на 0,5%. Если доля интенсивных факторов по производству национально­го дохода в 10-й пятилетке составляла - 25%, то в 11-й только - 14%.

Падение темпов развития экономики Казахстана в годы 9-11-й пяти­леток в экономической литературе обосновывается следующими факто­рами. Во-первых, экономические механизмы реформы 1965 г. применя­лись формально. На первый план выдвигался количественный рост без учета и стимулирования качественных показателей. Во-вторых, недоста­точно стимулировались интенсивные факторы экономики. Они не под­держивались планово-организационными мерами по снижению капита­лоемкости и материалоемкости производства, вследствие чего народное хозяйство Казахстана стало ресурсоемким. А это обусловило опережаю­щие темпы роста добывающих отраслей, что еще более усугубило сырь­евую направленность экономики республики. В третьих, сказывались от­рицательные результаты хозяйствования, обусловленные деформирован­ный структурой экономики, ее зависимостью от кооперированных свя­зей с другими республиками, недостатками организации и управлении производства и т.д.

В годы послевоенных пятилеток экономика Казахстана как составная часть экономики СССР развивалась по тем же законам, что и Союз, на ос­нове усиления централизации управления и обобществления производства

В годы 4-5-й пятилеток развитие экономики Казахстана идет по линии строительства социализма, перевода предприятий, работавших целей, на выпуск гражданской продукции. В годы 6-7-й пятилетки идет интенсивное вовлечение в хозяйственный оборот богатейших сырьевых ресурсов при опережающем темпе роста промышленности над обрабатывающей для обеспечения сырьем Урала и других промышленно-развитых регионов СССР.  в годы первых послевоенных пятилеток осуществляется перестройка павления промышленностью и строительством на основе организации совнархозов. Создается единая железная дорога. В 1965 г. осуществляет­ся реформирование экономики, где основной акцент делается на материриалное стимулирование производства, что в годы 8-й пятилетки в определенной мере дало импульс развитию народного хозяйства Казахстана. Вводятся принципы отраслевого управления промышленностью.

В аграрном секторе в годы 4-5-й пятилеток идет процесс укрепления колхозов, реорганизация МТС в РТС, осуществляется освоение целин­ных и залежных земель. Одновременно идет ускоренное развитие госу­дарственной формы собственности в сельском хозяйстве. Основной упор делается на развитие зернового производства и овцеводства.

Под влиянием объективных и субъективных факторов в годы 9-11-й пятилеток происходит падение темпов развития народного хозяйства Ка­захстана, усиливается сырьевая направленность экономики. При сырье­вой направленности экономики производство работает замкнуто само на себя, а не на человека. Это ведет к отставанию развития социальной сфе­ры, расточительному использованию невозобновляемых ресурсов и не­желательным экологическим последствиям.

Тест тест