Экономику Казахстана в годы послевоенных пятилеток в соответствии с официальной политикой предусматривалось развивать по линии:
массового перевода предприятий, работавших для военных целей на выпуск гражданской продукции, для удовлетворения нужд населения;
увеличения не только объемов производства предметов народного потребления, но и ассортимента гражданской продукции;
оказания помощи при восстановлении народного хозяйства пострадавших от оккупации районов;
изыскания и максимальной мобилизации внутренних резервов, поскольку союзный бюджет в основном направлялся в те районы СССР, где происходил театр военных действий;
ликвидации остатков экономического неравенства Казахстана по сравнению с экономически развитыми регионами СССР.
В 1946-60 гг., то есть в период 4-й и 5-й пятилеток, Казахстан как все советское государство, решал задачу завершения строительства социализма. Темпы развития промышленности в этот период значительно опережали общесоюзные показатели. Так, в сравнении с уровнем 1940 г. промышленность Казахстана в 1951 г. возросла на 231%, а в 1960 г. на 732% против соответственно 173% и 524% в среднем по СССР. Это объясняется не столько ростом производства в республике, сколько низким стартовым уровнем экономического развития Казахстана при вступлении к завершению строительства социализма.
Интенсивное наращивание промышленного потенциала шло по линии всемерного вовлечения в хозяйственный оборот капиталоемких сырьевых и энергетических ресурсов при опережающем темпе роста добывающих отраслей промышленности. К концу 5-й пятилетки по промышленному потенциалу и объему капитальных вложений Казахстан закрепляется на третьем месте в СССР после РФ и Украины. Наряду с дальнейшим использованием огромных потенциальных возможностей добывающих отраслей цветной металлургии и топливной промышленности железорудная база, ускоренно осваивается Каратауское место рождение фосфоритов.
В 1957 г. была осуществлена перестройка управления промышленно- и строительством на основе перехода к территориальной системе становления и организации совнархозов. В Казахстане первоначально было создано 9 административных районов и столько же совнархозов: Алма-А тинский. Актобинский, Восточно-Казахстанский, Атырауский (Гурьеве - кий) Карагандинский, Костанайский, Северо-Казахстанский, Семипалатинский, Южно-Казахстанский. Для координации их деятельности в 1960 г был организован Казахский Совет народного хозяйства. Совнархозы проводили работу по объединению мелких предприятий, кооперативного производства, созданию заводов по ремонту оборудования, производству заготовок и инструментов для различных отраслей промышленности.
В развитии транспорта особая роль отводилась железнодорожному и автомобильному транспорту. Сеть железных дорог в I960 г. составила около 11,5 тыс. км против 8,3 тыс. км в 1945 г. Однако эксплуатация железных дорог была затруднена, так как отдельные участки ее входили в состав 8 железных дорог. Около 95% общего грузооборота приходилось на Туркестано-Сибирскую, Карагандинскую и Оренбургскую железные дороги, и лишь немногим более 5% - на Омскую, Рязано-Уральскую, Ташкентскую и Томскую дороги. В этой связи в 1958 г. была создана единая, самая крупная в СССР, Казахская железная дорога на базе Туркестано- Сибирской, Карагандинской и Оренбургской железных дорог, с включением в ее состав отдельных участков других дорог.
Грузооборот автомобильного транспорта в 1958 г. по сравнению с 1940 г. увеличился более чем в 15 раз. Трубопроводный транспорт в первые послевоенные годы развития не получил. Функционировал лишь магистральный нефтепровод Атырау-Орск и небольшая сеть внутри промысловых нефтепроводов.
В 1958 г. в общем грузообороте всех видов транспорта доля железнодорожного транспорта составила 91,7%, автомобильного - 7%, трубопроводного и авиационного - 0,7%, речного - 0,64%.
В аграрном секторе, наряду с увеличением посевных площадей и ростом поголовья животных, осуществлялось организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Однако поголовье скота, за исключением овец и коз, к концу I960 г. не достигло их численности в 1928 г. Так, поголовье крупного рогатого скота составляло - 84% уровня 1928 г., лошадей - 32,7%, верблюдов - 13,3%. В результате укрупнения колхозов за период 1945-50 число сельхозартелей в Казахстане уменьшилось с 6639 до 3670, при этом размеры колхозов по числу дворов увеличились в 1,6 раза, по посейной площади - почти в 2,3 раза, а по поголовью скота - более чем в 3 раза
Развитие сельского хозяйства в этот период прежде всего связано с освоением целинных и залежных земель. В республике было освоено( более 25 млн. га целины, на которой в основном создавались совхозу зернового направления. В результате в 1954-58 гг. удельный вес Казахстана в зерновом балансе СССР составил 19,1% против 5,6% в 1949-51 гг. С освоением целины в сельском хозяйстве республики широкое разви. тие получила государственная форма собственности, которая еще большее развитие получила в последующие годы. Уже в 1958 г. на долю совхозов приходилось свыше 60% всей посевной площади и государственных заги товок зерна, почти 50% заготовок мяса, 42% шерсти, более 40% молока.
В 1958 г. была осуществлена реорганизация машинно-тракторных станций (МТС) путем организации ремонтно-технических станций, а основная техника МТС передана колхозам. В этом же году на долю сельского хозяйства приходилось свыше 31% валового общественного продукта и почти 39% всего национального дохода республики.
В политической и экономической литературе годы 7-8-й пятилеток (1961-70гг.) выделялись как годы создания экономики развитого социализма. В этот период продолжают во все возрастающих масштабах вовлекаться в хозяйственный оборот высокоэффективные природные богатства Казахстана. Республика становится основной железорудной базой черной металлургии Урала и восточных районов СССР. Республика выходит на первое место в СССР по добыче хромитовых руд, на третье - по добыче железных и марганцевых руд. К концу 8-й пятилетки была достигнута полная обеспеченность коксующимися углями металлургических предприятий Южного Урала и Казахстана на базе Карагандинского угля. Развивается также сырьевая база цветной металлургии и химической промышленности.
Следует отметить добывающие отрасли и производства, разрабатывающие недра (геология), извлекая минеральное сырье в его первичном виде, - наиболее капиталоемкие производства. Фондоемкость продукции этих отраслей втрое выше, чем в обрабатывающих отраслях промышленности.
Нельзя отрицать, что развитию обрабатывающих отраслей промышленности совсем не уделялось внимания, не предпринимались меры по улучшению пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Структура машиностроения в республике способствовала обеспечению средствами производства сырьевых отраслей промышленности. Опережающими темпами развивалось производство сельскохозяйственных машин и механизмов для горнорудной, химической и нефтяной промышленности. Между тем, затягивалось строительство нефтеперерабатывающих предприятий, почти не выпускались машины и оборудования для предприятий легкой и пищевой промышленности. Республика, имея богатейшие запасы сырьевых ресурсов, испытывала недостаток в товарах длительного пользования.
В 1960-70 гг. делаются попытки по повышению эффективности общественного производства по расширению самостоятельности предприятий и их заинтересованности. Вводятся принципы отраслевого управления промышленностью.
В структуре валового общественного продукта в 1970 г. удельный вес промышленности составил 48%, сельского хозяйства - 23,7%, строительства - 15 2%, остальное приходилось на долю других отраслей народного хозяйства.
В аграрном секторе основное внимание уделялось развитию зернового производства и овцеводства. В 1970 г. на долю Казахстана приходилось 15% посевных площадей всех сельскохозяйственных культур, в том числе почти 27% пшеницы, более 22% поголовья овец и коз СССР.
В 1961-1970 гг. для освоения природных богатств Мангышлака были сооружены линии Макат-Бейнеу-Актау с продолжением до Жетыбая и Нового Озеня, завершено строительство линии Бейнеу-Кунград, Атырау- Астрахань. Построены тупиковые линии от Балхаша к медным рудам Саяка, от Караганды к полиметаллическим рудам Карагайлы, от Тараза к фосфоритам Каратау и Жанатаса.
Более ускоренное развитие получил автомобильный транспорт. За 1961 - 1970 гг. протяженность автодорог с твердым покрытием увеличилась в 3 раза. Освоение полуострова Мангышлак дает толчок развитию трубопроводного транспорта. Действует нефтепровод Озень-Жетыбай-Актау с продолжением до Атырау и Самары, газопровод Жетыбай-Актау. В 1970 г. завершено строительство газопровода Бухара-Ташкент-Шымкент-Тараз- Бишкек-Алматы.
Протяженность речных путей в 1970 г. составляла 5,8 тыс. км. Около 85-90% всего грузооборота речного транспорта приходилось на долю реки Ертыс.
Следует отметить, что уже в годы 6-7-й пятилеток намечается снижение темпов экономического развития СССР и союзных республик. В этих условиях предпринимается попытка реформировать экономику. Известна реформа 1965 г., суть которой сводилась: к укреплению отраслей промышленности образованием ряда новых министерств; совершенствованию планирования; укреплению хозяйственного расчета; повышению Роли экономических факторов и т.д.
На предприятиях создавались три фонда экономического стимулирования, фонд материального поощрения, фонд развития производства и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства В определенной мере усиливалась роль товарно-денежных отношений кредита и цен в развитии экономики.
Был взят курс на дальнейшее обобществление производства на основе создания производственных объединений. В 1975 г. доля государственной собственности в основных фондах народного хозяйства составила 92,2%, личной собственности - 3%, колхозной - 2,9% и кооперативной. 1%. Растет объем капитальных вложений в народное хозяйство, наибольшая масса которой направлялась на освоение месторождений полезных ископаемых. Стали возрастать капиталоемкость и материалоемкость производства в республике.
Начиная с 9-й пятилетки экономический механизм реформы 1965 г. начинает давать сбой. Так, объем промышленного производства в 9-й пятилетке возрос на 42% против 56% в 8-й. Имело место снижение темпов роста производства и в других отраслях народного хозяйства.
Если в 10-й пятилетке среднегодовой прирост произведенного в республике национального дохода составил - 4.4%, то в 11-й 0,9% продукции сельского хозяйства соответственно - 2,5 и 0.1 %. Производительность общественного труда в 10-й пятилетке выросла на 2,5%, а в 11-й - снизились на 0,5%. Если доля интенсивных факторов по производству национального дохода в 10-й пятилетке составляла - 25%, то в 11-й только - 14%.
Падение темпов развития экономики Казахстана в годы 9-11-й пятилеток в экономической литературе обосновывается следующими факторами. Во-первых, экономические механизмы реформы 1965 г. применялись формально. На первый план выдвигался количественный рост без учета и стимулирования качественных показателей. Во-вторых, недостаточно стимулировались интенсивные факторы экономики. Они не поддерживались планово-организационными мерами по снижению капиталоемкости и материалоемкости производства, вследствие чего народное хозяйство Казахстана стало ресурсоемким. А это обусловило опережающие темпы роста добывающих отраслей, что еще более усугубило сырьевую направленность экономики республики. В третьих, сказывались отрицательные результаты хозяйствования, обусловленные деформированный структурой экономики, ее зависимостью от кооперированных связей с другими республиками, недостатками организации и управлении производства и т.д.
В годы послевоенных пятилеток экономика Казахстана как составная часть экономики СССР развивалась по тем же законам, что и Союз, на основе усиления централизации управления и обобществления производства
В годы 4-5-й пятилеток развитие экономики Казахстана идет по линии строительства социализма, перевода предприятий, работавших целей, на выпуск гражданской продукции. В годы 6-7-й пятилетки идет интенсивное вовлечение в хозяйственный оборот богатейших сырьевых ресурсов при опережающем темпе роста промышленности над обрабатывающей для обеспечения сырьем Урала и других промышленно-развитых регионов СССР. в годы первых послевоенных пятилеток осуществляется перестройка павления промышленностью и строительством на основе организации совнархозов. Создается единая железная дорога. В 1965 г. осуществляется реформирование экономики, где основной акцент делается на материриалное стимулирование производства, что в годы 8-й пятилетки в определенной мере дало импульс развитию народного хозяйства Казахстана. Вводятся принципы отраслевого управления промышленностью.
В аграрном секторе в годы 4-5-й пятилеток идет процесс укрепления колхозов, реорганизация МТС в РТС, осуществляется освоение целинных и залежных земель. Одновременно идет ускоренное развитие государственной формы собственности в сельском хозяйстве. Основной упор делается на развитие зернового производства и овцеводства.
Под влиянием объективных и субъективных факторов в годы 9-11-й пятилеток происходит падение темпов развития народного хозяйства Казахстана, усиливается сырьевая направленность экономики. При сырьевой направленности экономики производство работает замкнуто само на себя, а не на человека. Это ведет к отставанию развития социальной сферы, расточительному использованию невозобновляемых ресурсов и нежелательным экологическим последствиям.