Вы здесь

Методологические основы прикладной социологии

Понятие «методология» в современной социологии отражает известную трехуровневую концепцию структуры социологическо­го знания. Первый из них акцентирует внимание на логико-гносео­логической функции общих социологических теорий. Второй под­черкивает значение специальных социологических теорий как при­кладной логики исследования отдельных сфер социальной жизни, основных социальных институтов. Применительно к эмпиричес­кому уровню чаще идет речь не о методологических принципах и представлениях, а только о методических приемах, правилах сбо­ра и анализа эмпирических данных, которые обозначают понятия­ми «методика, техника, процедуры» .

История формирования методологических принципов производ­ства эмпирической информации свидетельствует об активном вза­имодействии и взаимной обусловленности всех уровней социоло­гического знания. Проблемы методологии и методов исследования актуализируются в сознании научного сообщества в нескольких типичных ситуациях:

- периоды самоопределения социологии как самостоятельной научной дисциплины и самоидентификации социологов с идеала­ми и нормами научности;

- в случае очевидной неадекватности полученных исследова­тельских результатов: например, неоправдавшийся прогноз пове­дения электората и т. п. Причины таких неудач обычно начинают искать в области методологии и методов, что чрезвычайно благо­творно сказывается на развитии методической рефлексии и специ­ализированных методических экспериментов;

- в периоды глубоких социальных кризисов, требующих корен­ных изменений теоретических представлений об обществе, что, в свою очередь, влечет за собой переоценку методологических прин­ципов и методических приемов эмпирического обоснования социо­логического знания.

Каждое серьезное дело требует тщательной, глубоко продуман­ной подготовки. Это истина, сомнению не подлежащая. И социо­логические исследования не являются исключениями.

Подготовка социологического исследования - процесс, насыщен­ный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из компетентных специалистов, предусмотреть организационной и ма­териально-техническое обеспечение исследования.

Прикладное социологическое исследование направлено на полу­чение системы фактов, которые составляют эмпирический базис со­циологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкрет­ных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опро­вержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществле­ния, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности, эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются: - подготовительный этап;

- полевой этап;

- подготовка к обработке и обработка информации;

- анализ информации и подготовка итоговых докумен­тов социологического исследования.

Подготовительный этап эмпирического социологического иссле­дования насыщен разными видами работ, научными и практичес­кими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается те­оретическая концепция, программа исследования, устанавливает­ся выборка, разрабатываются и тиражируются методические доку­менты для сбора информации, определяется инструментарий ис­следования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решают­ся вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологической ин­формации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне прак­тических действий социолога - получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на произ­водстве и др. Информация собирается различными способами и ин­струментарием, которые присущи социологии и определены програм­мой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетно­го, интервью, экспертного и т. д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Информация, кото­рая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядо­чении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклоне­ния выборки от расчетных параметров. Процедура проверки со­бранного массива, включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраков­ку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требова­ниям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на компьютере.

Анализ информации и подготовка итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа - программа исследования, составленная на подготовительном эта­пе. Методы анализа зависят от вида социологического исследова­ния, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтвер­ждении или опровержении гипотез, выявляются социальные свя­зи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные про­блемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:

- информационная справка;

- информационная записка;

- аналитическая записка;

- отчет о научно-исследовательской работе.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен ха­рактером поставленной в нем цели, выдвинутых задач. Именно в соответствии с ними, то есть в зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решае­мых в ходе него задач, и различают основные виды социологичес­кого исследования.

Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное исследование) - наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содер­жанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуе­мые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжа­том по объему методическом инструментарии. Данное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо сбором весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации. Потреб­ность в этом возникает, особенно в тех случаях, когда предмет соци­ологического исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. В частности, данный вид исследования может успешно применяться для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудно­стей, которые могут встретиться в ходе его проведения. Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследова­ние служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведыватель­ного исследования, как экспресс-опрос.

Оперативные опросы (экспресс-опросы) нацелены на отношения людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также на выявление степени эффективно­сти только что проведенных мероприятий. Например, экспресс-оп­росы используют для определения степени удовлетворенности ауди­тории качеством прослушанной лекции, для выяснения мнений сту­дентов о содержании и форме проведенного занятия. Нередко к та­ким опросам прибегают для оценки хода и результатов, различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социо­логической информации (к примеру, анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки. Вместе с тем, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен целенаправленный анализ специальной литературы, а также проведен опрос специалистов (эк­спертов), компетентных в вопросах изучаемой  знающих характерные черты и особенности объекта исследо­вания. С этой же целью может быть проведено интенсивное группо­вое интервью, чаще всего называемое методом «фокус-групп».

Описательное исследование - более сложный вид социологичес­кого анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получе­ние эмпирических сведений, дающих относительно целостное пред­ставление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Опи­сательное исследование проводится по полной, достаточно подроб­но разработанной программе и на базе методически апробированно­го инструментария. Его надежная методологическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов иссле­дуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется тогда, когда объект анализа - от­носительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование - самый углубленный вид социо­логического анализа, ставящего своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение при­чин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, рас­пространенность, устойчивость или изменчивость и другие свой­ственные ему черты. Подготовка аналитического исследования тре­бует значительного времени, тщательного разработанной програм­мы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведыва­тельного или описательного исследования собирают сведения, ко­торые дают предварительное представление об отдельных сторо­нах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптималь­ные пути их дальнейшего углубленного анализа. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое иссле­дование носит комплексный характер.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследова­ния является социальный эксперимент. Его проведение предпола­гает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования интересу­ющего исследования объекта. В ходе эксперимента особое внима­ние уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспери­ментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства .

Наряду с основным критерием различения видов социологичес­кого исследования могут использоваться и другие критерии, свя­занные с формой и характером проведения исследования. Напри­мер, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследо­вателя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования - точечное (разовое) и повторное.

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в опреде­ленном смысле может быть названа статической, поскольку отра­жает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т. е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование - это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различаю­щихся социальных условиях. Повторные исследования делятся на:

1) трендовые исследования;

2) панельные исследования;

3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных вы­борках или в рамках единой генеральной совокупности с интерва­лом во времени с целью анализа изменений на уровне определен­ной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исто­рические тренды. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остает­ся постоянной во время повторных обследований. Выборка на раз­личных этапах исследования не обязательно должно состоять из од­них и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были пред­ставителями изучаемой когорты. Объектом исторических трен-довых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых условиях. Но ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности ана­лизировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследованию подвер­гаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования - важнейшее условие коррек­тности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных иссле­дований является сложность сохранения выборки от одного иссле­дования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достовер­ными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохра­нять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и со­ставу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуще­ствлении определенных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выбираются с уче­том генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возраст­ная группа.

Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с дру­гими видами повторных социологических исследований заключа­ются в возможности эффективно изучать процессы развития изу­чаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми при­знаками и выявлять детерминанты процессов развития.

Проведение лонгитюдного исследования требует больших зат-ратсредств и времени, длительной методической и методологичес­кой подготовки. При проведении лонгитюдного исследования важ­нейшим является требование единообразия исследования и соблю­дения относительного постоянства показателей на всех этапах ис­следования. Важной методической проблемой при проведении лон-гитюдного исследования является сохранение, и недопущение су­жения выборки с течением времени, и соответствие этой выборки генеральной совокупности.

При проведении повторных исследований всех видов: когорт-ных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюд-ных исследований целесообразно использовать новую форму орга­низации социальной информации - социальный мониторинг.

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинг.

Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе пере­мен на основе исследований и анализа массовых представлений о них. Его главная задача - получение новой, нужной и систематизи­рованной социологической информации, причем не единовремен­но, а систематически, через небольшие периоды времени.

При мониторинговой форме исследования, как правило, прово­дятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опро­сы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг - это система получения количе­ственных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества.

Главная цель статистического мониторинга - сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической ста­тистики, необходимого для эффективного анализа явлений в поли­тической, экономической, социальной и в других сферах.

Социологический и статистический мониторинги предоставля­ют различную информацию: социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных количественных характеристик. Однако, несмотря на различие в характере социологических и статистических данных, принципы организации подсистем социологического и статистичес­кого мониторинга совпадают, и обе эти системы, объединяясь, обра­зуют единую систему социального мониторинга.

Социальный мониторинг - это разветвленная система получе­ния, обработки и хранения социологической и статистической ин­формации по наиболее актуальным проблемам жизни общества.

Основными чертами социального мониторинга являются:

- охват наиболее значительных социальных явлений в стране;

- наличие определенного постоянного состава показате­лей и индикаторов (социологических и статистических);

- наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользо­вателя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;

- передача данных по каналам связи на центр, их обработка и хранение;

- проведение мониторинга из единого организационного центра;

- организация доступа потребителей к имеющейся информации. Важнейшей задачей реализации функций системы социального

мониторинга является организация комплексной обработки стати­стической и социологической информации.

При проведении социального мониторинга необходимо соблю­дение следующих принципов сбора данных:

- проведение социологических опросов и статистического наблю­дения на одних и тех же территориях или административных едини­цах;

- согласованность сроков сбора социологических и статисти­ческих данных;

- единообразие выходных форм для получения данных;

- отработка критериев корреляции социологических и статис­тических данных;

- наличие, сохранение и пополнение единого банка социаль­ной информации.

Таким образом, методологические проблемы социологии относятся к числу глубинных внутринаучных ее характеристик, относи­тельно менее доступных для непосредственного воздействия поли­тической конъюнктуры и идеологической манипуляции. Но знание методологических основ прикладной социологии, помогает нам по­лучить ответы на те вопросы, которые волнуют нас, в том числе на­ших теоретиков, юристов и многочисленных практиков.

Предмет: 

Тест тест