Вы здесь

Методы сбора социологической информации

Опрос - метод сбора первичной информации в социологичес­ком исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупно­сти людей с вопросами, содержание которых представляет изучае­мую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к чело­веку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, юристы, выясняя у свидетелей обстоятель­ства расследуемого происшествия, пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.

Опрос как метод познания социальных явлений и процессов име­ет в социологии давние традиции. Специфика метода опроса состоит в том, что при его использовании источником первичной социоло­гической информации является человек (респондент) непосредствен­ный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Су­ществуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами, анкетирование и интер­вьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых рес­пондентом вопросов, ответы на которые и образуют первичную со­циологическую информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психо­логического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетера и ли интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение каждой анкеты; ситуацией опроса, его условиями, кото­рые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента над предложенными ему воп­росами; психологическим состоянием респондента в момент прове­дения опроса. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и полу­чать разнообразную информацию. Основными видами опросных методов являются опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на:

- сплошные и выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности);

- индивидуальные и групповые (по процедуре проведения);

- массовые и экспертные (по глубине знания проблемы);

- устные и письменные (по форме проведения опроса и фикса­ции ответов);

- очные и заочные (по способу общения социолога с респон­дентом);

- одноразовые и многоразовые (по частоте проведения опросов);

- стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедур опроса) /!/.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.

Предмет: 

Тест тест