Вы здесь

Реформация

Реформация - философия Просвещения, революция таковы важнейшие события этой эпохи. Согласно О. Конту, после 1800 г. общество постепенно вступает в последнюю, позитивную эпоху. Промышленный строй приходит на смену военном, характерному для теологической эпохи. Гармоническое и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование научных откры­тий на пользу всему человечеству. Характерными чертами пози­тивной эпохи является победа альтруизма над эгоизмом, рост со­циальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обес­печивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.

При жизни О. Конта его философские и общественно-полити­ческие идеи были сравнительно мало влиятельны. Однако, начи­ная с 60-х годов Х1Х века интерес к позитивному как философской доктрине возрос.

Переосмысление наследия О. Конта, отбрасывание его утопи­ческих традиционалистских элементов - началось позднее, в кон­це 19 столетия. Критика спекулятивной, умозрительной метафизи­ки, позитивистская методология социального познания обрели но­вое дыхание в трудах М. Вебера, Э Дюркгейма и других предста­вителей социологической мысли в странах Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии - Макс Ве-бер (1864-1920 г.г). Он работал профессором в университетах Бер­лина, Фрейдбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Его научную деятель­ность условно можно делить на три периода.

Первый период (до 1898 г.) - до творческого перелома, связан­ного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру, начав работать, как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа, как пра­ва, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции объединения науки, искусст­ва и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен интерес к на­уке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее М. Ве-бер считает важным для возникновения современного капитализма. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер пере­осмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910 г.г). После болезни, в 1902 году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безуслов­но, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализ­ма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материа­листически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоис­тическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накап­ливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, суще­ствуют силы, необъяснимые материалистически. С другой сторо­ны, возникла необходимость защитить логику исторического под­хода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века ста­ли бурно развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны, попытки сфор­мировать идеи ту сторону материализма и идеализма. Понять че­ловека, действующего не только под эгидой эгоизма, но и как чело­века способного к действию ради действия. По свидетельству жены философа Марьяны, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношение человека к природе, отношения между людьми, причем господство рациона­лизма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на раз­витие ценностей западного общества.

В третьем периоде (1910-1920 г.г) своего творчества М. Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался про­анализировать все формы религии и те способы людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подоб­ные им вопросы волнуют М. Вебера в этот период его жизни.

По мнению ряда исследователей трудов Вебера, одной из ос­новных его работ считается «Протестантская этика и дух капита­лизма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный ана­лиз наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

Другие, основной работой Вебера считают «Хозяйство и обще­ство». Данная работа представляет собой один проект, осуществ­ленный в двух вариантах. Первый вариант написан в 1910-14 го­дах, другой - в 1919-20 годах. Обе части остались незавершенны­ми автором, они представляют собой набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям развития западного капи­тализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью за­падного развития. Рациональный капитализм и рациональный со­циализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество.

Самыми важными философскими наследиями М. Вебера счи­таются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. По мнению самого философа, социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительнос­ти, она должна устанавливать общие правила, но - это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается как неприем­лемый.

Предмет: 

Тест тест