Вы здесь

Социальная статистика

Социальная статистика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Эта концепция прямо заострена против индивидуалистических теорий, попыток рассматривать общество как продукт договора между индивидами. «Позитивистскую тео­рию общественного прогресса» О. Конт назвал социальной ди­намикой.

Подразделяя прогресс на материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективности и нравственных чувств). Конт придавал основное значение последним двум областям. Он под­черкивал: что социальный организм основывается на совокупнос­ти взглядов, мнений, которые, постепенно изменяясь, оказывают влияние на все прочие стороны общественной жизни. А раз так, в основу социальной динамики должна быть положена история че­ловеческого духа.

Важнейшими показателями развития разума являются по Кон-ту, наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени раз­вития общества можно судить по соответствующим философским системам.

Каждому этапу развития человеческого разума, который зако­номерно проходит через три очередные стадии (теологическую, метафизическую и позитивную) соответствуют определенные фор­мы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.

Закон трех стадий - краеугольный камень контовской социаль­ной динамики - является, одновременно историческим и логичес­ким законом: три стадии развития человеческого ума соответству­ют трем аналогичным стадиям развития истории.

Теологическую или фиктивную стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Конт делил на три перио­да: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди при­писывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. При политеизме, получившем особенно сильное распространение в Древней Греции и Древнем Риме, жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объяснялись все явления. Создавалось «поэтическое мировоззрение», способствующие раз­витию художественного творчества, но не способное руководить практикой. В этом Конт видел причину слабого развития матери­альной культуры в древности, эпоха монотеизма - это эпоха хрис­тианства. Религия одного бога изменяет образ мира, политические и общественные отношения, обычаи и мораль.

Метафизическая стадия, охватывающая период с 1300 по 1800 гг., казался Конту переходной эпохой, для которой характерно раз­рушение старых верований - фундамента общественного порядка.

Предмет: 

Тест тест