Вы здесь

Социология в России в XX веке

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 г.г) - крупнейший ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922 г.) и амери­канский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира».

Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Яр-сенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремес­ленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Дет­ство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполняя крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамс-кой второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновс-кую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом зани­мался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда.

В 1906 г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрь­ме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четы­ре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907 г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909 г сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психо­неврологический институт, где была единственная в стране кафед­ра социологии. С 1910 г. он начал печататься в научных журналах, таких как «Вестник знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910 г. Сорокину было сделано, предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За все это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911 г. он вынужден был, во избежание ареста, бежать из Петрограда, сначала в Подо-лию, затем за границу. В 1913 г. был арестован снова. За все это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917 г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство госу­дарства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914 г. Сорокин окончил университет и был оставлен для под­готовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915 г., с начала 1917 г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917 г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917 г. Соро­кин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918 г. -самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918 г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного Правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредитель­ного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отпра­вился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и са­мом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий».

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основ­ные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные ее направления и основные задачи каждого из них. Он подчеркивает, что социоло­гия представляет науку, котроая изучает жизнь и деятельность лю­дей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой со­вместной деятельности. По его мнению социология изучает обще­ство с трех главных точек зрения:

1) его строения и состав;

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности;

3) происхождения и развития общества и общественной жиз­ни - таковы основные задачи изучения социологии.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практи­ческую. Теоретическая социология - изучает явления человечес­кого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социо­логия подразделяется на:

1. социальную аналитику , изучающую строение, как простейше­го социального явления, так и сложных социальных единств, обра­зованных той или иной комбинацией простейших социальных явле­ний;

2. социальную механику , изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;

3. социальную генетику - «Задача генетической социологии -дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей».

Социология практическая изучает явления человеческого вза­имодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци­альную политику. Эта дисциплина, считал Сорокин, должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформу­лированные теоретической социологией, давала бы человеку воз­можность управлять социальными силами, утилизировать их со­образно поставленным целям. Он показывает, что простейшей мо­делью социального явления служит взаимодействие двух индиви­дов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты. Действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т. д.). Главными формами вза­имодействия социальных групп являются:

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;

2) взаимодействие сходных и несходных лиц;

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антогонистическое, сознательное и бессознательное.

Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную груп­пу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - все это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Все бесконечное море человеческого общения составля­ется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных,

солидарных и антагонистических, сознательных, чувственно-эмоци­ональных и волевых.

Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бес­сознательный) установления организации группы и обычные при­емы поддержания и сохранения этой организации.

Сорокин рассматривает также строение и расслоение населе­ния. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не пред­ставляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадает­ся население, простыми важнейшими расслоениями последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности;

б) по государственной;

в) по расовой;

г) по профессиональной;

д) по имущественной;

е) по религиозной;

ж) по объемно-правовой;

з) по партийной.

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и нетипичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности лю­дей, факторов поведения и механики общественных процессов. Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой ха­рактер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основ­ным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил;

2. разряду сил биологических;

3. разряду сил социально-психических.

К разряду космических сил П. А. Сорокин относит простые раз­дражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т. д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин от­носит следующие:

1. потребность питания;

2. потребность половая;

3. потребность индивидуальной самозащиты;

4. потребность групповой самозащиты;

5. бессознательное подражание;

6. потребность движения;

7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.).
Социально-психические факторы делятся Сорокиным на про-
стые и сложные. К простым он относит:

1. идеи;

2. чувства-эмоции;

3. волнения людей.

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека;

2. духовная атмосфера социальной среды;

3. общественно-политическая организация групп, явления вла­сти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

22 апреля 1922 года Сорокин был избран первым в истории рус­ской науки доктором социологических наук.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина - русский и аме­риканский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «года­ми учения», очень интересными и по-своему продуктивными. Од­нако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначи­лись те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно тра­диционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассмат­ривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации. В 1924 г. выходит его первая печатная

книга «Листки из русского дневника», описывающая и анализирую­щая российские события 1917-1922 гг. В 1925 г. выходит в свет его «Социологии революции», в 1927 г. «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления об­щества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рас­сматривал социальную мобильность как любое изменение соци­ального положения, а не только переход лиц и семей из одной со­циальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мо­бильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. вертикальном - движения вверх и вниз;

2. горизонтальном - движение на одном и том же социальном уровне.

В 1928 г. вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1930 г. всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавит учрежденный социологический факультет. П. Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959 г. В 1956 г. была опубликована его работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956 г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964 г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоци­ации.

11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П. А. Сорокин скончался П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На За­паде он давно уже признан как один из классиков социологии 20 столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, М. Вебером, Э. Дюр-кгеймом и др.

Предмет: 

Тест тест