Вы здесь

Становление и развитие социологии

Для человека из покон веков стремление понять механизмы, лежащие в основе социальных процессов, найти ответы на вопрос о роли и месте человека в жизни социума, занимало важное место.

Социология, используя различные методы научного познания, осмысливает общество, общественную жизнь не как абстракцию, а как реальность, пытаясь выразить в своих положениях и теориях ее многообразие и внутреннюю неоднородность.

Для социологии характерно осмысление общества как целост­ности. Это проявляется:

- непосредственно, когда общество изучается как система;

- в том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интег­рации общественного целого;

Социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, инсти­туты, общности, независимо от сферы социальной жизни, тем са­мым раскрывая человеческий контекст процессов, происходящих в этих сферах. Иначе говоря, выходя из сфер социальной филосо­фии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах опре­деленную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Социология - как наука представляет собой органическое един­ство, взаимодействие теоретических и эмпирических методов. Дан­ное единство, в котором эмпирическое выступает как средство обо­снования теоретических идей, - идеальная модель социологии как науки в целом.

Но в социологической практике, в зависимости от отрасли со­циологии, конкретных задач, решаемых в данном исследовании, да и индивидуальных склонностей самого исследователя, характе­ра его профессиональной подготовки, пропорции между теорети­ческими и эмпирическими началами, могут быть различны. Эти пропорции служат основанием для одной из наиболее популярных классификаций социологических знаний. Речь идет об уровнях социологического знания.

В определении этих уровней немалую роль сыграли идеи Р. Мер-тона, выдающегося американского социолога, умело сочетавшего в своей научной деятельности эмпирические и теоретические исследо­вания.

1. В одних случаях эмпирия превалирует, а теоретические идеи проявляются лишь в постановке, проблем эмпирического исследо­вания, его гипотез, в систематизации полученных фактов и т.д. Это уровень эмпирических социологических (или же конкретно-соци­ологических) исследований, главная научная цель которых - до­быча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпре­тация.

2. В другом случае, опираясь на различные конкретно-социоло­гические исследования, того или иного социального института, социального явления, социолог ставит задачу теоретически осмыс­лить эту социальную подсистему, понять ее внутренние и внешние связи и зависимости. Это социологические теории среднего уров­ня. Они играют в современной социологической науке особую роль.

3. Последние образуют высший уровень социологического зна­ния - общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развития социального организма и гранича­щих с социально-философскими доктринами.

В современной социологии существуют несколько подходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни. Они де­лятся на две основные группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Макросоциологические теории исходят из того, что лишь, поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих тео­риях как решающий, определяющий. В центре микросоциологи­ческих доктрин (теории обмена, символического интеракционизма, этнометодологии) находится повседневное межличностное вза­имодействие - интеракция.

Таким образом, современная социологическая наука представ­ляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, кото­рые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целос­тность - современную социологию.

Предмет: 

Тест тест