Вы здесь

Теория социальных изменений Теория социального конфликта

Теория социальных изменений. Теория социальных измене­ний в социологии существует в нескольких вариантах. Спонсиро-ать модель социального изменения в традициях структурно-функ­ционального анализа попытался Роберт Мертон. Он ввел понятие "дисфункции", разграничение "явных" и "латентных" (скрытых) функций, разработал идею теорий среднего уровня, котроые долж­ны связат эмпирические исследования и общую теорию социоло­гии. Р. Мертон раскрыл суть теории аномии, как особое нравствен­но-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы мораль­ных ценностей и ваккуумом идеалов.

Теория социального конфликта. У истока этой теории стоял американский социолог Ч. Р. Миллс.

Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. Свой вклад в развитие теории "социального конфликта" внес германс­кий социолог Ральф Дарендорф. В своих социологических рабо­тах он стремится преодолеть структурно-функциональные теории социального равновесия. Общество, согласно Дарендорфу, нахо­дится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена со­циальная мобильность, т. е. продвижение людей к иным, чем унас­ледованы или, статутным позициям. Согласно Дарендорфу, в ос­нове конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти.

Теория социальных систем. Своеобразным синтезом струк­турно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта стала общая теория социальных систем, обычно фор­мулируемая в функциональных терминах. Здесь особые места за­нимают труды Ж. Гурвича, Т. Адорно, Х. Шельски, М. Поланьи и др.

Структуролизм. Во Франции роль структурно-функциональ­ного подхода к социальной реальности сыграл структуролизм -влиятельное направление, представленное такими видными соци­ологами как М. Фуко, К. Леви-Стросс и др.

Фуко интересовали наиболее слабо изученные сферы челове­ческого бытия. В своем трактате "Слова и вещи", "Археология гу­манитарных наук" он стремился исследовть гораздо более широ­кую социокультурную систему - от раннего Возрождения, до на­ших дней. А К. Леви-Стросс утверждал, что исторический подход только облегчает понимание того, как возникают те или иные об­щественные институты, главная же цель научного изучения обще­ства - "синхронный разрез", т.е. раскрытие формальной структу­ры взаимоотношений, вытекающих, в свою очередь, из "бессозна­тельной" природы коллективных феноменов.

Предмет: 

Тест тест