Вы здесь

Зарубежная социология в XIX веке и первой половине ХХ века

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системы, о развитии и функционировании его элемен­тов - социальных институтов - окончательно сформировалась в середине Х1Х века. В этом огромная заслуга Огюста Конта (1798­1857 гг.) - родоначальника позитивизма в философии и социоло­гии.

Он ввел в научный обиход сам термин «социология». Его шес­титомный труд «Курс позитивной философии» был опубликован между (1830-1842 гг.) В нем разработаны основные принципы клас­сификации наук, позитивной философии и социологии. Второй свой фундаментальный труд О. Конт посвятил основам политики и ре­лигии будущего. Это «Система позитивной политики или Трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851­1854 гг.). При жизни Конта были опубликованы также его «Фило­софский трактат о популярной астрономии» (1844 г.), «Рассужде­ние о духе позитивной философии» (1844), «Рассуждения о пози­тивизме в целом» (1848-1851 гг.), «Позитивистский катехизис» (1851 г), «Призыв к консерваторам» (1855 г.), «Субъективный син­тез» (1856 г.) и др.

Отделение науки от метафизики и теологии было основной иде­ей позитивного метода О. Конта. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопро­сов, стараясь одновременно не разрешать их негативно. «Неразре­шимыми», т.е. такими, которые нельзя ни подтвердить, ни опро­вергнуть, Конт считал вопросы, которые нельзя разрешить, опира­ясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдения. Такими «метафизическими» (ненаучными) Конт считал вопросы о сущно­сти вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся свя­зи между явлениями.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставляет теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и че­ловеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рас­сматривая человека как существо отличное от животных, считали его созданием Бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов - «метафизиков», которые со­здавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они пони­мают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту единственная наука, которая изу­чает как совершенствуется разум человека и его психика под влия­нием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество - действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических, по­стоянно находятся в состоянии изменения преобразований, разви­ваются во времени. Их сущностью является историчность. Суще­ственной частью контовской социологии является разработка про­блемы методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма с другой, Конт обосновывал применимость в социоло­гии метода наблюдения, а также экспериментальностью, сравни­тельного и исторического методов. Наблюдение, утверждает Конт, является основным методом исследования в социологии.

Вторым по значимости методом социологии Конт считал экс­периментальный. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием спе­циально созданных для целей исследования условий.

Третий метод позитивных наук, применимый и в социологии -это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и раз­вития обществ.

Четвертый метод - это исторический метод - метод историчес­кого сравнения последовательных различных состояний человече­ства.

О. Конт разделил социологию на два больших раздела: соци­альную статистику и социальную динамику. Первая - изучает ус­ловия существования и законы функционирования общественной системы, вторая - законы развития и изменения социальных сис­тем.

Предмет: 

Тест тест