Вы здесь

Понятие, виды, принципы и источники избирательного права РК

Понятие избирательного права. Понятие избирательного права упот­ребляется в двух значениях - объективном и субъективном.

В объективном значении - избирательное право - правовой инсти­тут, регулирующий конституционно-правовыми нормами деятельность (принципы и правило поведения) и порядок организации и проведения вы­боров в органы государственной власти и местного самоуправления. Он является частью конституционного права Республики Казахстан. Данный правовой институт регулируют общественные отношения, связанные с из­бранием Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и части депутатов Сената, депутатов местных представительных органов.

В субъективном - избирательное право - политическое право граж­дан РК - право избирать и быть избранным в органы государственной вла­сти и местного самоуправления.

Источниками избирательного права Республики Казахстан являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, направленные на формирование выборных органов Республики. К основным источникам относятся:

1. Конституция Республики Казахстан.

2. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995г.;

3. Закон Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан» от 10 декабря 1993 г;

4. Нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками из­бирательного права Республики Казахстан, регулируя отношения, возни­кающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Се­ната и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного са­моуправления, также устанавливают гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан.

Принципы субъективного избирательного права - это условия его признания и реализации.

Выборы в Республике Казахстан основываются на свободном осуще­ствлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выбор­ные органы государства и местного самоуправления.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие прин­ципы избирательного права:

1. Принцип всеобщности - означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государст­венной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное право — это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и масли-хата с ограничениями, установленными Конституцией. При пассивном из­бирательном праве гражданин выступает субъектом, подлежащим избра­нию. Пассивность состоит в том, что не он выбирает (хотя он не лишается права голосования), а его выбирают.

Принцип всеобщности знает исключения.

Это, во-первых, и збирательные цензы - устанавливаемые Консти­туцией или избирательными законами условия для получения или осуще­ствления избирательного права. Государство предъявляет ряд требований к гражданам, избираемым на должности в государственных органах, обусловленных характером, особенностями, особым положением выборных органов в государственном механизме. Для избрания на пост Президента предъявляются требования, относящиеся к возрасту, языку, сроку проживания на территории РК. Ряд требований предъявляется к гражданам, вы­двигаемым кандидатами в депутаты Парламента, маслихатов.

Во-вторых, ограничения. Конституция Республики Казахстан уста­навливает, что не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобода по приговору суда. Но такое ограничение может быть установлено только в судебном по­рядке. Вместе с тем, лица, находящиеся в местах заключения, если не вы­несен обвинительный приговор о них, не могут ограничиваться в избира­тельном праве. В законодательстве о выборах устанавливается, что в след­ственных изоляторах и изоляторах временного назначения образуются из­бирательные участки и лица, содержащиеся в них, включаются в списки избирателей.

Не подлежат регистрации в качестве кандидата в Президенты РК, в депутаты парламента РК, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо:

- привлекавшееся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

- на которое в течение года перед регистрацией налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

- имеющие судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

2. Принцип равенства - означает, что избиратели участвуют в выбо­рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов республи­ки на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голо­сом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность. Кандидаты (в Президенты, депутаты) также имеют равные права на участие в выборах. Участие в выборах на равных осно­ваниях обеспечивается также и тем, что ни один избиратель не имеет ка­ких-либо преимуществ перед другими избирателями.

3. Принцип прямого избирательного права - означает, что Прези­дент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мес­тного самоуправления Республики избираются гражданами не­посредственно.

В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях, и каждый из выборщи­ков обладает одним голосом при выборах депутата Сената.

4. Принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование
на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления республики
осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя. В помещениях для голосования оборудуются специальные кабины, где избиратели могут свободно выразить свою волю. Тайна голосования обеспечивается и тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые бы позволили определить личность голосовавшего. Закон предусматривает ответственность должностных лиц, винов­ных в нарушении тайны голосования.

5. Принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запре­щением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется - абсентеизм.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами или оказавшийся за границей, обладает всей полнотой избирательных прав. Это обеспечивается, в частности, тем, что списки избирателей по из­бирательным участкам при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казах­стан и находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных представительств и капитанами судов.