Вы здесь

Законодательная деятельность Парламента

Законодательная деятельность Парламента

Стадии законодательного процесса. 1. Законодательная инициатива.

Субъектами законодательной инициативы являются депутаты Пар­ламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные объединения не обладают правом законодательной инициативы. Но они могут разрабаты­вать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство.

Выделяются следующие принципы законодательной инициативы:

1) Принцип равенства всех субъектов законодательной инициативы. Это означает, что все субъекты имеют право внести законопроект по лю­бому вопросу, отнесенному к законотворческой деятельности. Равенство субъектов выражается и в том, что законопроекты должны рассматривать­ся в порядке очередности, независимо от занимаемого субъектами поло­жения, их должности, возраста. Несоблюдение этого порядка есть на­рушение права законодательной инициативы.

2) Принцип отсутствия препятствий для реализации законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы может реализо­вать свое право в любой момент, не согласовывая ни с кем свое желание. Планирование законодательной деятельности Парламента не должно это­му препятствовать.

3) Право законодательной инициативы должно быть реализовано са­мим субъектом, обладающим им. Никто вместо депутата не может вносить законопроекты. Правительство может вносить законопроекты только от

своего имени.

4) Внесенный субъектом права законодательной инициативы законопро­ект принимается и рассматривается Палатой (Палатами Парламента Рес­публики Казахстан). Парламент свое решение не связывает с волей субъек­та законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в следующих формах:

- внесения проектов новых законов;

- внесения проектов законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;

- внесения проектов нормативных постановлений Парламента по вопро­сам введения в действие законов.

2. Рассмотрение законопроекта.

Законопроект рассматривается Мажилисом Парламента.

3. Принятие закона.

Законопроект принимается Мажилисом Парламента большинством голосов. Конституционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Принятый законопроект передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом. Конститу­ционные законы принимаются большинством не менее 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Сената.

Отклоненный проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одоб­рит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосова­ния. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разреша­ются путем согласительных процедур. 4. Подписание и обнародование закона.

Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия представляются на подпись Президенту, который в течение пят­надцати рабочих дней подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для по­вторного обсуждения и голосования. Не возвращенный в течение назван­ного срока закон считается подписанным. Законы республики вступают в силу после их подписания Президентом.