Вы здесь

Андерсен Ханс Кристиан

Фото Ганса Христиана Андерсена

С детства Андерсен увлекался театром и писал пьесы. В 1819 году он отправился в Копенгаген. Стать актером ему не удалось, но литературные опыты привлекли внимание дирекции театра. Он получил стипендию и право бесплат­ного обучения в школе. В 1826-1827 годах Андерсен пуб­ликует несколько стихотворений. Увлекается прозой, пишет несколько романов.

В 1835-1837 годах Андерсен издает три сборника: «Сказки, рассказанные для детей», куда вошли сказки «Огниво», «Принцесса на горо­шине», «Русалочка» и др. По­степенно сказки занимают ос­новное место в его творчестве.

Период творческого рас­цвета Андерсена — 2-ая поло­вина 30-х и 40-е годы. К этому времени относятся сказки «Стойкий оловянный солда­тик» (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утенок» (1843), «Снеж­ная королева» (1844).

С 1843 года писатель назы­вает свои сборники «Новые сказки» и подчеркивает, что они адресованы не только детям, но и взрослым. Только взрослые могли оценить сатирическую направленность «Нового платья короля» или «Тени», антиобывательские выпады в «Дюймовочке», по­становку проблем искусства в «Соловье».

В сборниках 40-х годов под общим названием «Сказ­ки» объединялись произведения разных жанров. Это соб­ственно сказка, построенная на действии чудесных сил («Огниво», «Дорожный товарищ», «Дикие лебеди»).

Значительное место занимают здесь сказки, близкие к басням, где образы животных, растений, домашних вещей содержат иносказательный намек на определенные сторо­ны человеческой жизни. Сказки такого типа в дальнейшем творчестве Андерсена могут быть названы в числе наиболее удачных («Истинная правда», «Свинья-копилка» и др.).

В ряде случаев автор отказывается от традиционной для сказки счастливой развязки; его герои становятся жер­твами несправедливости. Но Андерсен не теряет веры в торжество идеалов.

Писатель стремится открыть «чудесное» в самых буд­ничных предметах и явлениях и подчеркнуть обыденное, простое в «волшебном» мире.

Богатство конкретных деталей, придающих сказке зри­тельную наглядность, глубокое проникновение в жизнь природы, живые разговорные интонации, необычное раз­витие сюжета — все это «живая вода», которая не дает стареть сказкам Андерсена.

 

Предмет: