Вы здесь

Анненский Иннокунтий Федорович

Фото Анненский Иннокунтий Федорович

АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ

(1855-1909) — поэт, переводчик, драматург, критик, педа­гог.

Иннокентий Анненский в 1879 году окончил истори­ко-филологический факультет Петербургского универси­тета по специальности языкознание. В том же году он приступил к педагогической деятельности, которую не прекращал практически до самой смерти.

В 80-х годах Анненский выступает в печати со статьями по филологии и педагогике, в которых он подчеркивает эстетико-воспитательное значение гуманитарных дисцип­лин, необходимость классической основы обучения.

В 1901 году публикуется его первое художественное произведение — трагедия «Меланиппа — философ», в 1902 году — вторая трагедия, «Царь Иксион», в 1904 году он выпускает первый сборник стихов «Тихие песни», куда входят стихотворения разных лет и стихотворные переводы. Уже в этих первых поэтических произведениях Анненского звучит основная направленность его творчества — единство интеллектуального и нравственного начал.

Лирический герой поэзии Анненского — интеллигент переходного периода рубежа веков, который чувствует не­совершенство современности и ощущает бессилие что-либо изменить в ней. Отсюда чувство тоски, одиночества, печали, муки «больной совести» героя стихотворений.

Обычно творчество Анненского рассматривают в со­отнесенности с литературой русского символизма. Но поэт никогда не принадлежал к символистской школе. Символ у Анненского не являлся средством постижения сущности явлений и событий. Он служит способом соединения мира лирического героя с внешним миром.

Анненский умело и точно использовал в своей поэзии широкий диапазон русской лексики — от церковных до разговорных слов. Это давало повод некоторым критикам упрекать его за «будничность», «прозаичность» поэтичес­кого языка.

Для поэзии Анненского характерны гуманность пози­ции, литературная и общекультурная эрудиция и вместе с этим отсутствие назидательности, элитарности. Автор рас­суждает о проблемах литературного творчества, о природе и задачах искусства, но избегает прямых ответов на постав­ленные вопросы. Вот почему для художественного стиля и поэзии Анненского характерны недосказанность, преры­вистость, незавершенность.

В драматических произведениях Анненский пытался осуществить принцип художественного мифотворчества, а формой художественного воплощения мифа поэт считал античную трагедию. Но, сохраняя миф как составляющий элемент в своих пьесах, Анненский не забывает и о про­блемах современности. Он удачно соединяет классику и современность.

В идейном, стилевом, ритмическом отношении поэзия Анненского в какой-то степени предвосхитила творчество Ахматовой, Мандельштама, Пастернака.

Предмет: