БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
(1867—1942) — поэт, переводчик, критик.
Из гимназии г.Шуи (1876-1884 гг.) Бальмонт был исключен за принадлежность к «революционному кружку». Закончил в 1886 г. Владимирскую гимназию и в этом же году поступил в Московский университет на юридический факультет. Но занятия юриспруденцией не увлекают будущего поэта, и он оставляет юридические науки.
В 1885 г. — первое выступление в печати: напечатаны три стихотворения в журнале «Живописное обозрение». В 1887— 1889 гг. Бальмонт переводит Г.Гейне, А.Мюссе, НЛенау. В 1892 г. путешествует по Скандинавии, переводит Г.Бранде-са, Г.Ибсена, пишет о них статьи. В 1893-1899 гг. работает над переводами П.Б.Шелли, издает книги переводов из Э.По (1895 г.)
Первые сборники («Под северным небом» 1894г.; «В безбрежности» 1895г.) носят символико-романтическую окраску. Лирический герой Бальмонта характеризуется непостоянством, прихотливой изменчивостью настроения: с одной стороны — неприятие мира, томление по смерти, а с другой - возвышение любви, природы. Большое внимание автор уделяет звуковой стороне стиха, его музыкальности
С годами герой Бальмонта меняется — он становится светлым, радостным, жизнеутверждающим, устремленным к «свету», «огню», «солнцу» (основные слова-символы в поэзии зрелого поэта). Любимым образом становится сильный, гордый и «вечно свободный» альбатрос.
Следующие сборники «Будем как солнце» 1903 г., «Только любовь. Семицветник» 1903 г. закрепили славу Бальмонта как одного из лучших поэтов-символистов. С 1902 по 1905 гг. он путешествует по Франции, Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Испании, Мексике, Америке и пишет статьи о поэзии этих стран. Революцию 1905—1907 гг. Бальмонт приветствует циклом политических стихов. Поэт не только сочувствовал пролетариату, но и «принимал некоторое участие в вооруженном восстании Москвы, больше — стихами». Опасаясь репрессий, в 1905 г. Бальмонт покидает Россию. В его творчестве в этот период звучит ностальгическая тоска по родине и намечается спад. Бальмонт замыкается в кругу созданной им поэтической системы, и в последующих сборниках варьируются одни и те же темы, образы и приемы установившегося к тому времени «бальмонтовского» стиля.
В 1913 г. после амнистии для политических эмигрантов Бальмонт возвращается в Россию. Но отношение к его творчеству стало сложным не только из-за снижения художественного уровня поэзии, но еще и из-за отдаленности поэта от идейной борьбы, новых литературных движений России. Бальмонт остался в плену романтических и «декадентских» понятий.
Первую мировую войну он воспринял как «злое колдовство», но в творчестве прямого отражения военные события не нашли.
К Февральской революции 1917 г. поэт отнесся восторженно, прославлял ее стихами. Но затем стал терять свою «революционность» и все чаще говорил о своем разочаровании в России и русском народе (ст. «Народная воля» 1917, стихотворение «К обезумевшей» 1917 г.).
В статье «Революционер я или нет» 1918 г. Бальмонт выразил свое отношение к Октябрьской революции, где представил большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих личность и т.д.
В 1920 г. Бальмонт навсегда покидает Россию. Его литературная деятельность в этот период была очень интенсивной: он писал статьи и очерки, посвященные русским, славянским и французским поэтам. Очень тяжело переживал разлуку с родиной, внимательно следил за происходящим и старался осмыслить изменения в стране.
В 1937—1942 гг. прогрессирует психическое заболевание, и в творческом отношении последний период был почти бесплодным.
В истории русской литературы Бальмонт остался как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты.
Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни, мечта о Красоте, Солнце — все это позволяет сказать, что Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантического направления в искусстве конца XIX — начала XX веков.