Его отец происходил из крестьянской семьи, позднее был чиновником и некоторое время занимал пост помощника мэра г. Тура. Фамилию Бальса он изменил на более звучную, дворянскую — де Бальзак. В 1814 году семья переехала в Париж. После окончания частных школ Бальзак продолжил свое образование в Школе прав. Одновременно слушал лекции по литературе в Сорбонне. Окончив в 1819 году Школу
прав, Бальзак отказался от юридической деятельности и заявил родителям о своем желании попробовать силы на литературном поприще.
Первым произведением, принесшим Бальзаку известность, был исторический роман «Шуаны» (1829), посвященный событиям недавнего прошлого — подавлению контрреволюционного мятежа в Бретани в 1799 году. С тех пор в течение двадцати лет, работая по 15—16 часов в сутки, он создавал свой эпический цикл, который должен был состоять из 150 произведений. Он должен был стать, по мысли автора, художественным исследованием всей «социальной действительности» его времени. Написано было 96 произведений. Но и в незавершенном виде «Человеческая комедия» — величайшее создание художественного гения, всеобъемлющая панорама человеческих судеб, отношений, характеров, пристальное исследование жизни французского общества в период от Ватерлоо до революции 1848 года.
В предисловии к своей грандиозной эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Человеческая комедия». В этом названии выражен замысел Бальзака — создать произведение, которое имело бы такое же значение, какое имела для средневековья великая поэма Данте «Божественная комедия». Но божественному, потустороннему противопоставлялось у Бальзака земное, человеческое, кругам Дантова ада должны были противостоять круги социальной жизни.
В соответствии с художественной задачей Бальзак выделял в «Человеческой комедии» три основных раздела.
В первый входили «Этюды о нравах», которые, в свою очередь, подразделялись на шесть циклов: сцены частной жизни, парижской, провинциальной, военной, политической и деревенской жизни. Этот наиболее обширный раздел составляли произведения, рисующие жизнь, быт и нравы различных слоев французского общества, — «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Музей древностей» (1837), «Крестьяне» (1844) и другие произведения.
Во второй раздел были собраны «Философские этюды», которые должны были обобщать художественные открытия, сделанные в «Этюдах о нравах», выявить закономерности жизни, — «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Поиски абсолюта» (1834) и др.
Наконец, «Аналитические этюды» должны были формулировать законы, управляющие действительностью. Понять и художественно осмыслить такое огромное количество фактов и жизненного материала Бальзаку помогли его богатый опыт и умение превратить в объект исследования собственные неудачи.
Новелла «Гобсек» написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах». Образ Гобсека, ростовщика-накопителя, — обобщение характерных черт частнособственнической психологии. Власть денег над человеком, извращение отношений между людьми раскрыты автором с лаконизмом большого мастера. В этой новелле Бальзак не только вывел типичного буржуа эпохи накопления капитала, но и показал, что дворянство к этой эпохе не приспособлено и обречено на гибель самим ходом истории.
Творчество Бальзака явилось важной вехой в истории мирового реалистического искусства. Один из существенных моментов бальзаковского реализма — стремление воссоздать целостную картину эпохи. Широта изображенной у Бальзака действительности беспримерна: жизнь Парижа, французской провинции, деревни. Бальзак создает галерею типических образов, в которых находят свое воплощение представители различных классов, сословий и профессий. Такую же важную роль играют для Бальзака и типичные обстоятельства. Поступки персонажей мотивированы занимаемым ими в обществе положением, целями, которые они преследуют.
Художественным новаторством Бальзака является необычайная историческая конкретность в воспроизведении картин общественной жизни любого периода, социально-бытовая детальность биографий и ситуаций.
Указывая в своих статьях на развитие в романе XIX века драматической формы, Бальзак придает композиции любого произведения характер напряженной драмы, поднимаясь иногда до высокого трагизма.
Реализм Бальзака суров и беспощаден. Писатель правдиво показывает, какое влияние оказывает жажда накопительства и самый процесс обогащения на человека.