БАТЮШКОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
(1787—1855 гг.) — поэт, прозаик.
Получив прекрасное домашнее воспитание, Константин Батюшков в 1797—1802 гг. учился в петербургских пансионах, в совершенстве овладел французским, итальянским и латинским языками. С декабря 1802 г. по январь 1807 г. служил чиновником в министерстве народного просвещения.
Дебютировал он в печати сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и сатирические жанры стали ведущими в ранних стихах Батюшкова.
В 1807 году Батюшков записывается в народное ополчение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.
Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на берегах Леты» открывает зрелый этап творчества Батюшкова. В стихотворениях 1810—1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодостью соединяются у него с предчувствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. Создавая русские образцы «легкой поэзии», он тем самым начинает переосмысливать ее традиции.
Во время Отечественной войны 1812 года Батюшков испытал на себе все «ужасы войны». Война заставила его переосмыслить прежние идеалы, отказаться от прежних симпатий. «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях, — пишет поэт, — поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством».
Свои патриотические чувства он выразил в послании «К Дашкову» (1813), в котором заявил об отказе от прежней тематики своего творчества до тех пор,
...пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь, и к родине любовь.
Клятву свою он выполнил: в 1813—1814 годах был в заграничном походе русской армии против Наполеона, участвовал в сражениях. Свои впечатления о войне Батюшков отразил в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках в прозе «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путешествие в замок Сирей». Таким образом, Батюшков становится поэтом-«фронтовиком». Современников поражала точность изображения войны, дух эпохи, мироощущение русского солдата.
В 1814—1817 годах к Батюшкову приходит литературный успех и слава «первого поэта» России. Но он пишет все меньше и меньше, и пишет совсем не то, чего от него ожидают. Он отказывается от сатир и эпиграмм. В его творчестве появляются философские и религиозные размышления («К другу», «Надежда»), мотивы трагической любви («Разлука», «Пробуждение», «Элегия») и вечного разлада художника-творца с действительностью («Гезиод и Омир, соперники», «Умирающий Тасс»).
В 1817 году вышел сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», имевший большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе были собраны очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе были объединены стихи, сгруппированные по жанровому признаку.
В 1819 году Батюшков выехал в Италию, к новому месту службы. Но наследственная склонность к душевному заболеванию, служебные неприятности и внутреннее чувство «раздвоенности» привели к тяжелым последствиям: в 1821 году Батюшков начал ощущать признаки мании преследования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удалось, Эта болезнь длилась 33 года. Последние годы он прожил у родственников в Вологде, умер от тифозной горячки.
Из произведений последнего периода до нас дошли только фрагменты: основная часть была уничтожена самим поэтом в припадке болезни, некоторые остались в виде замыслов («Русалка» — поэма в «русском духе», обобщающий труд по истории русской словесности и др.). Стихотворения, объединенные в два цикла «Из греческой антологии» и «Подражания древним», отличаются совершенством художественной формы, Батюшков без прикрас воплощает исчезнувшую красоту античности, передает цельное мироощущение человека «идеальной» эпохи.
В.Г.Белинский заметил: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Для А.С.Пушкина Батюшков был признанным кумиром во время учебы в Царскосельском лицее. На протяжении своего творческого пути Пушкин по-разному относился к наследию своего предшественника, но постоянно использовал и развивал его художественные открытия. Пушкин продолжал по существу ту же линию развития психологической убедительности и ощутимости художественного изображения, по которой шел Батюшков в своих литературных поисках.
Кроме новых художественных форм Батюшков открывал новые возможности для литературной идеологии. Так, он впервые употребил обозначение «век железный» применительно к XIX веку; ему же принадлежит и образ «черного человека» (выражение человеческого «двойничества»). Многое Батюшков и не смог выразить в законченном виде. Поэтому Белинский сделал закономерный вывод: «Батюшкову немного недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности».