Вы здесь

Батюшков Константин Николаевич

Фото Батюшков Константин Николаевич

БАТЮШКОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

(1787—1855 гг.) — поэт, прозаик.

Получив прекрасное до­машнее воспитание, Констан­тин Батюшков в 1797—1802 гг. учился в петербургских панси­онах, в совершенстве овладел французским, итальянским и латинским языками. С декабря 1802 г. по январь 1807 г. служил чиновником в министерстве народного просвещения.

Дебютировал он в печати сатирой «Послание к стихам моим» (1805), и сатирические жанры стали ведущими в ран­них стихах Батюшкова.

В 1807 году Батюшков записывается в народное опол­чение и отправляется в Прусский поход, во время которого получает тяжелое ранение (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Но в отставку он вышел только в 1809 г.

Опубликованная в 1809 году сатира «Видение на бере­гах Леты» открывает зрелый этап творчества Батюшкова. В стихотворениях 1810—1812 годов Батюшков прославляет радости бытия, любовь, дружбу, свободу личности. Упоение жизнью и молодостью соединяются у него с предчув­ствием кризиса. Противоречия и составляли основную особенность стихотворений Батюшкова. Создавая русские образцы «легкой поэзии», он тем самым начинает переос­мысливать ее традиции.

Во время Отечественной войны 1812 года Батюшков испытал на себе все «ужасы войны». Война заставила его переосмыслить прежние идеалы, отказаться от прежних симпатий. «Ужасные поступки вандалов или французов в Москве и ее окрестностях, — пишет поэт, — поступки, беспримерные и в самой истории, вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечест­вом».

Свои патриотические чувства он выразил в послании «К Дашкову» (1813), в котором заявил об отказе от прежней тематики своего творчества до тех пор,

...пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь, и к родине любовь.

Клятву свою он выполнил: в 1813—1814 годах был в заграничном походе русской армии против Наполеона, участвовал в сражениях. Свои впечатления о войне Батюш­ков отразил в стихотворениях «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн» и в очерках в прозе «Воспоминание мест, сражений и путешествий», «Путеше­ствие в замок Сирей». Таким образом, Батюшков становит­ся поэтом-«фронтовиком». Современников поражала точ­ность изображения войны, дух эпохи, мироощущение русского солдата.

В 1814—1817 годах к Батюшкову приходит литератур­ный успех и слава «первого поэта» России. Но он пишет все меньше и меньше, и пишет совсем не то, чего от него ожидают. Он отказывается от сатир и эпиграмм. В его творчестве появляются философские и религиозные раз­мышления («К другу», «Надежда»), мотивы трагической любви («Разлука», «Пробуждение», «Элегия») и вечного разлада художника-творца с действительностью («Гезиод и Омир, соперники», «Умирающий Тасс»).

В 1817 году вышел сборник Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», имевший большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе были собраны очерки, перево­ды, морально-философские статьи, литературно-теорети­ческие рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе были объединены стихи, сгруппированные по жанровому признаку.

В 1819 году Батюшков выехал в Италию, к новому месту службы. Но наследственная склонность к душевному заболеванию, служебные неприятности и внутреннее чув­ство «раздвоенности» привели к тяжелым последствиям: в 1821 году Батюшков начал ощущать признаки мании пре­следования, ставшей неизлечимой болезнью. Несмотря на заботу друзей, на лечение в лучших клиниках, вернуться к нормальной жизни Батюшкову не удалось, Эта болезнь длилась 33 года. Последние годы он прожил у родственни­ков в Вологде, умер от тифозной горячки.

Из произведений последнего периода до нас дошли только фрагменты: основная часть была уничтожена самим поэтом в припадке болезни, некоторые остались в виде замыслов («Русалка» — поэма в «русском духе», обобщаю­щий труд по истории русской словесности и др.). Стихо­творения, объединенные в два цикла «Из греческой антологии» и «Подражания древним», отличаются совер­шенством художественной формы, Батюшков без прикрас воплощает исчезнувшую красоту античности, передает цельное мироощущение человека «идеальной» эпохи.

В.Г.Белинский заметил: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Для А.С.Пушкина Батюшков был признанным кумиром во время учебы в Царскосельском лицее. На протяжении своего творческого пути Пушкин по-разному относился к наследию своего предшественни­ка, но постоянно использовал и развивал его художествен­ные открытия. Пушкин продолжал по существу ту же линию развития психологической убедительности и ощу­тимости художественного изображения, по которой шел Батюшков в своих литературных поисках.

Кроме новых художественных форм Батюшков откры­вал новые возможности для литературной идеологии. Так, он впервые употребил обозначение «век железный» приме­нительно к XIX веку; ему же принадлежит и образ «черного человека» (выражение человеческого «двойничества»). Многое Батюшков и не смог выразить в законченном виде. Поэтому Белинский сделал закономерный вывод: «Батюш­кову немного недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности».

Предмет: