БЕЛИНСКИЙ ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ
(1811-1848) - критик.
Отец Белинского — флотский врач — в 1816 году вышел в отставку и поселился в г.Чем-бар Пензенской губернии. Детство будущего критика прошло в этом глухом уголке русской провинции, учился он сначала в местном уездном училище (1822-1824), затем в Пензенской гимназии (1825—1828), в 1829—1832 годах был студентом Московского университета.
В 1830 году Белинский написал романтическую драму
«Дмитрий Калинин» о трагической судьбе крепостного интеллигента и представил ее по наивности в Московский цензурный комитет, состоявший из профессоров университета во главе с ректором. Профессора пришли в ужас от такой пьесы, запретили ее, запомнили крамольного автора и постарались при первой же возможности в сентябре 1832 года исключить его из университета «по слабому здоровью и притом по ограниченности способности».
С 1833 года Белинский стал сотрудником, а с 1834 года — помощником своего бывшего профессора Н.И.На-деждина, редактора журнала «Телескоп». В еженедельном приложении к журналу «Молве» будущий критик дебютировал в 1834 году своей первой значительной статьей (фактически — цикл из 10 статей) «Литературные мечтания».
В этой ранней статье уже ярко проявились характерные черты Белинского-критика: максимализм, суровая повышенная требовательность к анализируемым произведениям в свете идеала. Основной признак, по которому определяется ценность произведений, — народность литературы. Для народности мало «простонародности», изображения сцен из жизни «низших слоев», необходима «целая идея народа».
С точки зрения народности Белинский предпринимает исторический анализ русской литературы и выделяет четыре периода: ломоносовский, карамзинский, пушкинский, новый. Интересно, что современный, послепушкинский (а Пушкин еще был жив!) период не получает имени главы.
Критический метод юного Белинского еще романтический и идеалистический: литературные явления рассматриваются не столько в их реальных взаимосвязях и в их реальной ценности для своего времени, сколько с позиции теоретического нормативного идеала. Но уже в первой статье проявлялись признаки историзма: критик исследовал творчество Жуковского и Батюшкова не только как предшественников Пушкина по времени, но и как поэтов, подготовивших его появление (эта идея потом будет подробно развита в цикле статей о Пушкине). Так элементы историзма впоследствии привели Белинского к реалистическому методу.
Следующим этапом в развитии критика оказалась обзорная статья «О русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород»)» (1835). «Литературные мечтания» создавались при главенстве идеи народности, вторая статья — под лозунгом действительности. В «Литературных мечтаниях» сама верность действительности как бы вытекала из принципа народности: «...наша народность состоит в верности изображения картин русской жизни». Во второй статье, наоборот, истинность приводит к народности: «...если изображение жизни верно, то и народно».
Благодаря этому принципу («пафос действительности») Белинский впервые разделил литературу на две противоположные группы: идеальную поэзию, пересоздающую «жизнь по собственному идеалу», и реальную, которая «воспроизводит ее во всей наготе и истине». Фактически здесь заложено главное типологическое отличие романтического и реалистического методов.
В «Литературных мечтаниях» новый, современный период русской литературы оставлен без главы: Гоголь был замечен критиком, назван «необыкновенным талантом», но остался в ряду других подающих надежды молодых писателей. В статье «О русской повести...» Белинский делает Гоголя ведущим писателем нового периода.
Для большинства критиков очень важно иметь вершинный образец, эталон художественности, с которым уже соизмерялось бы все остальное. В 30-е годы образцом Белинского был Гоголь, в начале 40-х годов Гоголя потеснил Лермонтов, в середине 40-х годов на первое место вышел Пушкин, а в последние годы Белинский вернулся к Гоголю, но в творчески преобразованном виде: критик выбрал в наследии Гоголя самые ценные свойства и сделал их знаменем гоголевской школы в литературе, получившей наименование «натуральной».
Новый период русской литературы, считает критик, ознаменован господством поэзии реальной, а Гоголь из всех современных писателей больше всего отличается верностью жизни действительной. Белинский выводит в своей статье четыре главных критерия (признака) художественности: простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность, усматривая в них дух современности и полностью находя их соответствие в творчестве Гоголя. Однако Белинский отмечает еще и пятую особенность, уже индивидуальную, присущую Гоголю: «...комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния». Удивительно емкое, многоаспектное определение.
Пушкин внимательно присматривался к молодому критику. Названные выше четыре критерия художественности, выдвинутые Белинским, удивительно совпали с критериями Пушкина, содержащимися в рукописном «Путешествии из Москвы в Петербург» (1834): простота, точность, народность, оригинальность. Достоверно известно, что Пушкин внимательно читал статьи Белинского, положительно о них отзывался и после запрещения «Телескопа» (1836) начал переговоры о приглашении критика в Петербург в сотрудники журнала «Современник». Напряженная личная жизнь в конце 1836 года, дуэль и смерть в начале 1837 года помешали ему осуществить этот замысел.
Белинскому с друзьями удалось получить в свои руки журнал «Московский наблюдатель» (1838—1839). Период деятельности критика в этом журнале обычно называют примирительным; он как бы примирялся с николаевской Россией, вплоть до самых ее негативных сторон: поскольку они существуют, значит, они имеют какой-то исторический смысл, какую-то закономерность; история развивается по железным, жестким, «фатальным» законам, и бунтующая против несправедливостей личность должна подчиниться реальности, иначе она будет раздавлена.
Сложные философские и научные статьи, преобладавшие в «Московском наблюдателе», не могли способствовать успеху журнала, подписка падала, выход томов задерживался; в июне 1839 года журнал прекратил свое существование.
Петербургский издатель А.А.Краевский приобрел права на издание журнала «Отечественные записки» с 1839 года и пригласил Белинского переехать в столицу и возглавить в новом журнале критический отдел. Осенью 1839 года Белинский перебрался в Петербург и стал ведущим критиком «Отечественных записок».
В первых статьях в новом журнале: «Бородинская годовщина, В.Жуковского...» (1839), «Менцель, критик Гете» (1840), «Горе от ума... А.С.Грибоедова» (1840) — еще продолжает господствовать идея «примирительного» периода.
С интервалом в несколько месяцев в 1840 году вышли в свет сначала роман Лермонтова «Герой нашего времени», а затем его «Стихотворения». С таким же интервалом Белинский в середине 1840 года и в начале 1841 года опубликовал две статьи-рецензии, в которых последовательно проанализировал произведения поэта.
Теоретические рассуждения в статьях подготавливают высокую оценку творчества Лермонтова. Субъективность его не противопоставляется жизни и исторической обусловленности, наоборот, Белинский всячески подчеркивает, что Лермонтов — поэт современный, отражающий свою эпоху, размышляющей о ней. И его высокая субъективность, гуманность перерастают у Белинского в народность. «По этому признаку (субъективности) мы узнаем в нем поэта русского, народного в высшем и благороднейшем значении этого слова, — поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
Начиная со статьи «Русская литература в 1840 году»
(1841) Белинский ежегодно помещает в «Отечественных записках» годовые обзоры, где сочетает исторический обзор русской литературы с теоретическими положениями.
По выходе в свет первого тома «Мертвых душ» Гоголя
(1842) Белинский опубликовал четыре небольшие статьи.
Три из них — антикритика, полемические отклики на отзывы в печати о гоголевской поэме. После смерти Пушкина и Лермонтова Белинский считал Гоголя самым великим русским писателем: «Вы у нас теперь один — и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с Вашей судьбою».
Самое крупное произведение Белинского 40-х годов и вообще самый большой его труд — цикл из 11 статей — «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846). Он стал фундаментальной критической работой о движении русской литературы от Ломоносова до Пушкина. Основной объект анализа 4-й — 11-й статей цикла — творчество Пушкина, которое рассматривается как закономерная вершина векового развития русской литературы, русской поэзии.
Центральными главами (статьями) пушкинского цикла являются 8-я и 9-я, посвященные роману «Евгений Онегин». Роман Пушкина, подчеркивает критик, «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение», это — «энциклопедия русской жизни». Всячески акцентируя «верность действительности» в романе и типичность центральных героев для своей эпохи, Белинский тем самым утверждал реализм «Евгения Онегина», хотя он еще не употреблял этого термина (критик говорил: «реальный», «жизнь действительная», «верность действительности» и т.п.).
Евгений Онегин, главный герой романа, выделяется критиком из его «массового» окружения как «недюжинный человек», но по обстоятельствам Онегин оказывается «эгоистом поневоле», т.е. скованным своим временем и местом; оказавшимся несвободным, поддавшимся воздействию общественных условностей, бесплодно прозябавшим из-за отсутствия в его обществе тех целей, которые требовали бы приложения «недюжинных сил».
Зато юная Татьяна, как бы в противовес Онегину, получает у Белинского высокую оценку как «колоссальное исключение» в пошлом мире, как «существо исключительное», как свежая, неиспорченная натура, со всей силой незаурядного характера рвущая путы традиций и предрассудков, хотя критик не мог не отметить «книжного» воспитания Татьяны, ее романтической оторванности от реального мира.
Татьяна получает эпитет — «тип русской женщины».
В 11-й статье критик подытожил значение творчества Пушкина: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».
В феврале 1846 года Белинский порывает с «Отечественными записками» и с 1847 года становится идейным руководителем журнала «Современник». Здесь опубликованы две крупные, программные статьи «Взгляд на русскую литературу 1847 года», продолжившие традиционные годовые обзоры. В этих статьях критик становится глашатаем нового литературного течения — «натуральной школы». Здесь же он достиг вершин реалистического, исторического метода.
Белинский ушел из жизни, как и Пушкин, в возрасте 37 лет, в полном расцвете творческих сил (он умер от туберкулеза). И как Пушкин, он был в критике универсальным гением. Утверждение реалистического метода, обновление всех критических жанров, глубокий анализ целой галереи произведений и образов, сочетание художественного чувства с социально-политической идейностью, эстетического анализа с этическим, теории с историей литературы — таковы заслуги Белинского в истории русской критики.