Вы здесь

Цветаева Марина Ивановна

Фото Цветаева Марина Ивановна

Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец ее, Иван Вла­димирович Цветаев, профессор Московского университета, из­вестный филолог и искусство­вед, стал в дальнейшем дирек­тором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств (ныне Государствен­ный музей изобразительных ис­кусств имени А.С.Пушкина).

Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантли­вой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Со­рбонне курс старофранцузской литературы. Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась не столько

усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общекультурных интересов.

Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-фран­цузски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии.

Одним из первых на «Вечерний альбом» откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: «Стихи Марины Цветаевой... всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого». Еще более реши­тельно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже счел необходимым посетить Цветаеву у нее дома. Непринужденная и содержательная беседа о поэзии положила начало их дружбе — несмотря на большую разницу в возрасте.

За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборни­ка: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году.

Две последующие ее дореволюционные книги по сути своей продолжают и развивают мотивы камерной лирики. И вместе с тем в них уже заложены основы будущего умения искусно пользоваться широкой эмоциональной гаммой родной стихотворной речи. Это была несомненная заявка на поэтическую зрелость.

Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себя: «Признай, минуй, отвергни Революцию — все равно она уже в тебе — и извечно... Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Револю­ции не дрогнул и не вырос голос, — нет». Но пришла она к этому сознанию непросто.

Продолжая жить в литературе и для литературы, Цве­таева писала много, с увлечением. Стихи ее в ту пору звучали жизнеутверждающе, мажорно. Только в самые трудные минуты могли вырваться у нее такие слова: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!» В эти годы Государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: «Версты» (1921) и поэму-сказку «Царь-Девица» (1922).

В мае 1922 года ей было разрешено выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Пражского университета. В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журна­лах. Удалось опубликовать книги «Стихи к Блоку», «Разлу­ка» (обе — 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (обе — 1923), поэму-сказку «Молодец» (1924). Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России («Стихи к сыну», «Родина», «Тоска по родине! Давно...», «Челюскинцы» и др.). Последний прижизненный сборник стихов — «После России. 1922-1925» — вышел в Париже в 1928 году.

В одну из самых тяжких для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изыма­ют из обращения, почуяв не свое — тамошнее!»

Начало второй мировой войны она встретила траги­чески, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой — «Стихи к Чехии» (1938-1939), связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанный горячей нена­вистью к фашизму.

Летом 1939 года, после семнадцати лет эмигрантской жизни, получив советское гражданство, Марина Цветаева вернулась на родную землю. Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться перевода­ми, она готовит новую книгу стихов.

В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попа­дает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года.

Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизбеж­ную связь большого искреннего таланта с судьбой Родины.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, во­семь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, в том числе эссе и фило-софско-критические этюды. К этому надо добавить боль­шое количество писем и дневниковых записей.

Имя Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов.

Стихи часто группируются в циклы, где первоначаль­ный замысел дает немало приобретающих самостоятель­ность отростков. Так, есть циклы «Стихи о Москве», «Бес­сонница», «Стенька Разин», «Стихи к Сонечке», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».

Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходится к любви — в различных оттенках этого своенравного чувства, — надо выделить то, что для Цветаевой остается самым основным, глубинным, опреде­ляющим все остальное. Она — поэт русского националь­ного начала.

Творчество периода эмиграции проникнуто чувством гнева, презрения, убийственной иронией, с которой она клеймит эмигрантский мир. В зависимости от этого меня­ется стилистический характер поэтической речи.

Прямая наследница традиционного мелодического и даже распевного строя, Цветаева решительно отказывается от всякой мелодики, предпочитая ей сжатость нервной, как бы стихийно рождающейся речи, лишь условно подчинен­ной разбивке на строфы. Поразительной силой сарказма пронизаны ее ода «Хвала богатым» (1922), «Ода пешему ходу» (1931-1933) и многие другие стихи воинственно-об­личительного характера.

Есть и произведения личного, лирического плана, но и в них проступает тот же яростный протест против мещан-ско-буржуазного благополучия. Даже рассказ о собствен­ной судьбе оборачивается горьким, а порой и гневным упреком сытым, самодовольным хозяевам жизни. Так в небольшом цикле «Заводские», так в триптихе «Поэт», в поэме «Заставы» и во многом другом.

Особое место в наследии Цветаевой занимают ее поэмы. В сущности, это всегда страстный, горячий, резкий монолог, то в замедлениях, то в ускорениях стремительного ритма. Известно ее пристрастие к стихотворной драматур­гии. Интерес к театру, драматургии привел Цветаеву к созданию трагедии «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927), написанным по мотивам античного мифа.

В общей истории отечественной поэзии Марина Цве­таева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство ее поэтической речи было естественным во­площением в слове мятущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Ма­рина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судь­бой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.

Предмет: