Вы здесь

Державин Гаврила Романович

Фото Державин Гаврила Романович

ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ (1743-1816) --поэт, драматург, переводчик.

Г Державин родился в 1743 /году. Будущий поэт провел дет­ство в провинциальной глуши под Казанью. Когда в Казани в 1758 году впервые открылась гимназия, его в тот же год от­правили туда учиться. Там проявились его способности к ри­сованию, пластическим искусствам, оставившим глубо­кий след в его творчестве.

В 1760 году директор Ка­занской гимназии показал в Петербурге карту Казанской губернии, нарисованную Державиным. Оценив способнос­ти подростка, Державина зачислили младшим чином в Инженерный корпус с тем, чтобы он явился к месту службы по окончании гимназии.

Однако в 1762 году Державина, не закончившего гим­назию, вдруг затребовали в Петербург, в Преображенский полк, и тут оказалось, что недоросль Гаврила Державин, потомок татарского рода Багрима, ныне незнатный и не­богатый дворянский сын, по нерадению ли родителей или недоразумению не был с малолетства зачислен в воинскую службу и должен теперь служить в солдатах. Так с 1762 года начинается почти десятилетний период солдатской службы поэта.

Вместе с Преображенским полком он участвовал в дворцовом перевороте 28 июля 1762 года. Позже Державин был послан из полка с некоторыми другими склонными к наукам молодыми людьми в Комиссию по составлению нового уложения и шесть месяцев провел в ней секрета­рем — «сочинителем». В это время переломилась вся его солдатская жизнь. Он оказался в самом центре борьбы идей, мировоззрений, классовых сил своего времени.

В январе 1772 года двадцативосьмилетний Державин получил первый офицерский чин, а в 1773 году, когда разгорелась крестьянская война, вышли в свет его первые литературные опыты: перевод прозой из Овидия и ода на брак великого князя Павла Петровича.

В конце 1773 года Державин отправился воевать про­тив Пугачева.

В 1776 году отдельной книгой издаются оды Держави­на. В них видны особенности поэтической натуры автора: его искрометность, взволнованность, поэтический темпе­рамент, прорывающийся сквозь витийственность, еще не подчиняющийся поэту пестрый язык. Книжка проходит незамеченной. Державину уже тридцать три года, но поэзия для него еще увлечение, а не дело всей жизни, и служебные награды он предпочитает лаврам певца.

Участие в борьбе против Пугачева принесло Держави­ну некоторую известность при дворе. Вернувшись в Петер­бург, он ищет благодарности за свою службу во время крестьянской войны. В 1777 году он наконец получает триста душ крепостных в Белоруссии, но в это же время его увольняют из армии вопреки его желанию.

С 1779 года, по словам Державина, для него начинается новый путь в литературе: к этому времени окончательно складывается его мировоззрение. Из крестьянской войны он вышел убежденным сторонником идеи просвещенного самодержавия. Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями просвещенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.

Для Державина была важна возможность хотя бы в обобщенных и отвлеченных формах классицизма воспеть действительность, какой он ее видел, понимал и чувство­вал. Для него в военных и хозяйственных успехах страны и народа заключался величайший источник вдохновения. В Екатерине II он видит просвещенного монарха — «Фе-лицу», и только постепенно, со временем, в его глазах поблекнет прообраз его идеала.

Но поэтический гений Державина шел дальше его взглядов слуги монархии, и в этом сказалась его могучая, глубоко самобытная, полная сил и вместе с тем противо­речивая натура. Его поэзия вобрала в себя и мысль о внесословной ценности человека, о его достоинстве и величии — одну из замечательных идей общеевропейского просвещения. Критическое направление в поэзии Держа­вина перекликалось с критикой из лагеря русских просве­тителей.

До 1783 года Державина мало кто знал как поэта, хотя было напечатано много превосходных стихотворений, со­вершенно необычных для литературы тех лет. Он шел по новому пути, новый голос звучал в литературе, но его еще не услышали, не поняли и не оценили. И вдруг вышла в свет ода «Фелица» — гимн просвещенному монарху, обра­щенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сати­рически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу. И с этого момента начинается головокружительная карьера Державина. После Олонецкой губернии его переводят в Тамбов, где он служил с 1786 по 1788 годы. За время своего губернаторства Державину за короткое время удалось многое изменить в этой глуши.

Забросив стихи, он проявлял неутомимую волю к деятельности в том духе, в каком он представлял себе роль администратора просвещенной монархии. Но именно эта деятельность губернатора показывает, что идеалы добра, чести и справедливости встречают неприязнь и раздраже­ние чиновников. Вспыльчивый характер Державина только увеличивает трудности. Его обвиняют в превышении влас­ти, в оскорблениях, в дерзости. В 1789 году он приезжает в Москву, где должно рассматриваться его дело. В периоды служебных неприятностей Державин обычно вспоминает о стихах: его стихи — у Екатерины лучшие заступники. Он пишет оду «Изображение Фелицы» и отправляется с ней в Петербург. Но позже Екатерина II рассталась не без раз­дражения со своим правдолюбивым кабинет-секретарем.

Разочарование в возможности придать верховной власти в России форму просвещенного абсолютизма ни­когда не было прямо высказано Державиным. Однако оно существовало и отразилось в его творчестве. Это было одновременно и разочарование в либеральных идеях и в собственных усилиях на служебном поприще.

К концу века изменилось мироощущение Державина. Огромная административная деятельность не принесла удовлетворения: трудно было что-либо изменить в деспо­тически управляемой России. Характерна эпиграмма «На гроб неудачника», которую поэт относил и к себе:

Мазилка, скоморох, вождь, писарь и толмач, Торгаш и опекун, докладчик и рифмач, Считал, судил, мирил, а больше защищался, Был и охотником, за многими вдруг гнался, Но ни одного он зайца не поймал, — Увы! в сей гроб упал.

В октябре 1803 года Державин ушел в отставку. В своем имении Званка на реке Волхове он пишет знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская». Там он занимался поэзией. В 1811-1812 годах Державин написал свои извест­ные автобиографические «Записки» (1743—1812), появив­шиеся в печати лишь в 1859 году.

«Записки», подвергшиеся критике в 60-х и 80-х годах XIX века, «Записки», о которых можно сказать, что они «великолепный донос потомству на самого себя», явились одним из характернейших мемуарных документов эпохи.

В последние годы жизни Державин увлекался театром. Он написал ряд стихотворных трагедий, опер и комедий, переводил трагедии Расина стихами. Среди драматургичес­ких произведений Державина следует упомянуть театраль­ное представление с музыкой в пяти действиях «Добрыня» (1804), «Пожарский, или освобождение Москвы. Героичес­кое представление в четырех действиях с хорами и речита­тивами» (1806), оперу в трех действиях «Рудокопы».

Державин умер 8 июля 1816 года в Званке. Его небы­валый жизненный путь от солдата до министра, его жиз­ненный опыт нашли отражение в поэзии. Провинциаль­ный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в Рос­сии; в его поэтическом творчестве, в его лирическом мире, глубоко индивидуальном, несмотря на рамки классицизма, светлом, солнечном, полном энергии и молодости, среди других тем звучали темы и мысли бурного века Просвеще­ния, звучал его критический дух. Державин не только воспевал екатерининский век, но с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии.

Предмет: