Вы здесь

Добролюбов Николай Александрович

Фото Добролюбов Николай Александрович

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1836—1861) — критик, публицист, поэт, прозаик.

Добролюбов родился в семье священника. До И лет занимался дома, затем учился в Нижегородском духовном училище и семинарии (1848-1853), где был одним из первых учеников. Во время учебы в семинарии писал первые критические работы — отзывы о прочитанных книгах. Сочинял стихи, подражая любимым поэтам М.Ю.Лермонтову и А.В.Кольцову.

Раннюю лирику (1849-1853) Добролюбов позже под­верг жестокой критике, но для нас она ценна тем, что помогает представить психологический портрет автора: жажда полезной деятельности, омраченная скорбными предчувствиями («Надежда», «Молитва за себя», «Стремле­ние вперед»).

В 1853 году Добролюбов уехал в Петербург учиться в ду­ховной академии, но вместо этого поступил на историко-филологический факультет Главного педагогического ин­ститута. В студенческие годы (1853—1857) сформировались его материалистические, рево­люционно-демократические, социалистические взгляды.

Политическая лирика Добролюбова замечательна реа­лизмом, трезвостью мысли.

Будучи студентом, Добролюбов дебютировал в журна­ле «Современник» статьями «Собеседник любителей рос­сийского слова», где подробно разбиралась русская сатира XVIII в., и «Описание Главного педагогического институ­та». Обе статьи были замечены и одобрены читателями.

Приняв приглашение Чернышевского, Добролюбов с конца 1857 года возглавил критико-библиографический отдел «Современника», с середины 1858 года становится членом редакции, а в 1859 году главным автором нового, сатирического отдела «Свисток».

Статья Добролюбова «Литературные мелочи прошлого года» (1858) с ироническим эпиграфом из Е.А.Баратынско­го «Притворной нежности не требуй от меня» указывала на отставание литературы'от потребностей общества, проти­вопоставляла отвлеченным идеалам прежних деятелей «тип людей реальных» в молодом поколении.

В мае 1860 года Добролюбов, у которого давно обна­ружилась чахотка, уехал по настоянию Некрасова и Чер­нышевского, на средства журнала, лечиться за границу. Лечение не было успешным, и в 1861 году Добролюбов вернулся в Россию. В последние месяцы жизни написал цикл исповедальных лирических стихотворений. Смерть Добролюбова в возрасте 25 лет была огромным горем для его друзей, похороны стали политической демонстрацией.

В историю русской литературы Добролюбов вошел прежде всего как критик, как продолжатель Белинского и Чернышевского.

Литературная критика Добролюбова была публицис­тична. Критик был чутким ценителем прекрасного, искус­ства, постоянно подчеркивал в своих статьях богатый, не лежащий на поверхности смысл подлинно художественных произведений.

В реалистических произведениях Добролюбов больше всего ценил то, что они собирают в себе, «как в фокусе, факты действительной жизни». Группируя эти факты, кри­тик указывал читателям на корни явлений, обусловлен­ность характеров тех или иных произведений: в посвящен­ной роману Гончарова «Обломов» статье «Что такое обломовщина?» — на крепостное право, породившее нрав­ственную болезнь «обломовщины»; на имущественное и правовое неравенство «самодуров» и их жертв, лежавшее в основе пьес Островского («Темное царство»).

В анализе характеров Добролюбов стремится выяснить мотивы поведения героев, обнаружить его «натуру». Так, Большов у Островского («Свои люди — сочтемся») не «порождение ада», в его словах и действиях «все так просто, добродушно, глупо», следовательно, не «натура» привела его к преступлению. Значение характера Катерины («Гроза» Островского) в том, что «он водится не отвлечен­ными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто НАТУРОЮ, всем сущест­вом своим. В этой цельности и гармонии характера заклю­чается его сила».

«Реальная критика» Добролюбова не стремилась к всестороннему анализу произведений, сознательно отвле­каясь от замысла писателя, его мировоззрения. Критик считал, что «для нас не только важно то, что СКАЗАЛОСЬ им, хотя бы и не намеренно, просто вследствие правдивого воспроизведения фактов жизни».

Достоинство литературного произведения Добролю­бов тесным образом связывал с его народностью. Проблема участия народа в общественной жизни была для критика главной. Он считал, что «история самая живая и красноре­чивая будет все-таки не более, как прекрасно сгруппированным материалом, если в основание ее не будет положе­на мысль об участии в событиях самого народа».

Мысль и нравственное чувство Добролюбова никогда не могли примириться с унижением личности. Его «реаль­ная критика» утверждает естественность отпора «среде», борьбы, требующей цельных и сильных характеров. В этих призывах к действию — публицистических кульминациях многих статей — виден отблеск пламени, горящего в душе критика.

Кроме критических обзоров, публицистических статей Добролюбов писал сатирические произведения, пародии, повести. На протяжении всей жизни сочинял лирические стихи, не предназначая их для печати. Лучшие из стихотво­рений Добролюбова пронизаны щемящей болью, трагичес­ким мужеством («Пускай умру — печали мало...», «Милый друг, я умираю...», «О, подожди еще, желанная, святая!..»).

Многогранная деятельность Добролюбова, сама его кристальная личность служит примером редкого единства слова и дела.

Предмет: