ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1836—1861) — критик, публицист, поэт, прозаик.
Добролюбов родился в семье священника. До И лет занимался дома, затем учился в Нижегородском духовном училище и семинарии (1848-1853), где был одним из первых учеников. Во время учебы в семинарии писал первые критические работы — отзывы о прочитанных книгах. Сочинял стихи, подражая любимым поэтам М.Ю.Лермонтову и А.В.Кольцову.
Раннюю лирику (1849-1853) Добролюбов позже подверг жестокой критике, но для нас она ценна тем, что помогает представить психологический портрет автора: жажда полезной деятельности, омраченная скорбными предчувствиями («Надежда», «Молитва за себя», «Стремление вперед»).
В 1853 году Добролюбов уехал в Петербург учиться в духовной академии, но вместо этого поступил на историко-филологический факультет Главного педагогического института. В студенческие годы (1853—1857) сформировались его материалистические, революционно-демократические, социалистические взгляды.
Политическая лирика Добролюбова замечательна реализмом, трезвостью мысли.
Будучи студентом, Добролюбов дебютировал в журнале «Современник» статьями «Собеседник любителей российского слова», где подробно разбиралась русская сатира XVIII в., и «Описание Главного педагогического института». Обе статьи были замечены и одобрены читателями.
Приняв приглашение Чернышевского, Добролюбов с конца 1857 года возглавил критико-библиографический отдел «Современника», с середины 1858 года становится членом редакции, а в 1859 году главным автором нового, сатирического отдела «Свисток».
Статья Добролюбова «Литературные мелочи прошлого года» (1858) с ироническим эпиграфом из Е.А.Баратынского «Притворной нежности не требуй от меня» указывала на отставание литературы'от потребностей общества, противопоставляла отвлеченным идеалам прежних деятелей «тип людей реальных» в молодом поколении.
В мае 1860 года Добролюбов, у которого давно обнаружилась чахотка, уехал по настоянию Некрасова и Чернышевского, на средства журнала, лечиться за границу. Лечение не было успешным, и в 1861 году Добролюбов вернулся в Россию. В последние месяцы жизни написал цикл исповедальных лирических стихотворений. Смерть Добролюбова в возрасте 25 лет была огромным горем для его друзей, похороны стали политической демонстрацией.
В историю русской литературы Добролюбов вошел прежде всего как критик, как продолжатель Белинского и Чернышевского.
Литературная критика Добролюбова была публицистична. Критик был чутким ценителем прекрасного, искусства, постоянно подчеркивал в своих статьях богатый, не лежащий на поверхности смысл подлинно художественных произведений.
В реалистических произведениях Добролюбов больше всего ценил то, что они собирают в себе, «как в фокусе, факты действительной жизни». Группируя эти факты, критик указывал читателям на корни явлений, обусловленность характеров тех или иных произведений: в посвященной роману Гончарова «Обломов» статье «Что такое обломовщина?» — на крепостное право, породившее нравственную болезнь «обломовщины»; на имущественное и правовое неравенство «самодуров» и их жертв, лежавшее в основе пьес Островского («Темное царство»).
В анализе характеров Добролюбов стремится выяснить мотивы поведения героев, обнаружить его «натуру». Так, Большов у Островского («Свои люди — сочтемся») не «порождение ада», в его словах и действиях «все так просто, добродушно, глупо», следовательно, не «натура» привела его к преступлению. Значение характера Катерины («Гроза» Островского) в том, что «он водится не отвлеченными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто НАТУРОЮ, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила».
«Реальная критика» Добролюбова не стремилась к всестороннему анализу произведений, сознательно отвлекаясь от замысла писателя, его мировоззрения. Критик считал, что «для нас не только важно то, что СКАЗАЛОСЬ им, хотя бы и не намеренно, просто вследствие правдивого воспроизведения фактов жизни».
Достоинство литературного произведения Добролюбов тесным образом связывал с его народностью. Проблема участия народа в общественной жизни была для критика главной. Он считал, что «история самая живая и красноречивая будет все-таки не более, как прекрасно сгруппированным материалом, если в основание ее не будет положена мысль об участии в событиях самого народа».
Мысль и нравственное чувство Добролюбова никогда не могли примириться с унижением личности. Его «реальная критика» утверждает естественность отпора «среде», борьбы, требующей цельных и сильных характеров. В этих призывах к действию — публицистических кульминациях многих статей — виден отблеск пламени, горящего в душе критика.
Кроме критических обзоров, публицистических статей Добролюбов писал сатирические произведения, пародии, повести. На протяжении всей жизни сочинял лирические стихи, не предназначая их для печати. Лучшие из стихотворений Добролюбова пронизаны щемящей болью, трагическим мужеством («Пускай умру — печали мало...», «Милый друг, я умираю...», «О, подожди еще, желанная, святая!..»).
Многогранная деятельность Добролюбова, сама его кристальная личность служит примером редкого единства слова и дела.