Вы здесь

Есенин Сергей Александрович

Фото Есенин Сергей Александрович

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1895-1925) — поэт.

Родился Есенин в крес­тьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константинов-ском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, со­ставлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), кото­рый он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, при­рода средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классичес­кая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есе­нин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911—1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэти­ческом мире его лирики 1910—1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима — аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начи­нают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910— 1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа По­садница», «Ус», «Исус-младенец», «Голубень» и др.). Осно­вой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, — это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира леса­ми и болотами.

Герой лирики Есенина молится «дымящей земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной боль­шой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйствен-ная, нищая и веселая, справляющая «праздники побед­ные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила» (1916) поэт зовет Русь — «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере», которой теперь при­вержен он сам. В стихотворении «Тучи с ожереба...» (1916) поэт как будто предсказывает революцию — «преображе­ние» России «через муки и крест» и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина — это всеобщий мета­морфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечива­ет природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, — «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916), «Запели тесаные дроги» (1916). Но уже отчетливей просту­пают приметы другой — каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапи­ва» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики — он то «нежный отрок», «сми­ренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем» и т.д. («Наша вера не погасла» (1915), «Разбой­ник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творче­стве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоцен­ки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иордан­ская голубица» (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916—1917 годов. Затем поэт вы­пускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 году вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Наиболее значительные произведения Есенина, при­несшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэ­зии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян про­никнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебристая дорога...», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...» и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому ми­роощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемного...» и др.).

«Не жалею, не зову, не плачу...» (1922) — оДна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну­то лиризмом, предельной душевной открытостью, изоби­лует «земными» образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно­временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») — образ мифологический, символичес­кий — образ розового коня. Розовый конь — символ вос­хода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и недели­ма; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня — это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Со­рокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итого­вым произведением, в котором личная судьба поэта осмыс­лена с судьбой народной (см. «Анна Снегина»).

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Предмет: