Вы здесь

Фонвизин Денис Иванович

Фото Фонвизин Денис Иванович

ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1744-1792 гг.) - драматург, прозаик.

Родился в богатой дворян­ской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Мос­ковском университете, а в 1761—1762 году —- на философ­ском факультете того же уни­верситета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию ино­странных дел и переехал в Пе­тербург.

В результате общения с кружком молодых офицеров- вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...» (1769 г.) —- сатирическое произведение, опиравшееся на тради­ции русской басни и сатиры. В поэтике классицизма по­слание относилось к «высоким» жанрам, но Фонвизин отошел от установившейся нормы, сделав героями своего произведения людей «незначительных» —- крепостных.

В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатиричес­кой комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766—1769 гг.).

Создавая «Бригадира», Фонвизин еще следовал тради­циям классицизма, что сказалось в четком делении персо­нажей на добродетельных и порочных, в соблюдении един­ства времени, места. Но в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев. При этом Фонвизин привнес в литературу не мелкий бытовизм, а значительность характе­ров, проблемность. В «Бригадире» осмеиваются не отдель­ные носители порока — автор ставит вопрос о дворянстве в целом, о принципе существования его как сословия. Поэтому комедия отразила все главные сферы деятельнос­ти этого сословия —- чиновничью, военную и помещичью. Ставя такие важные проблемы, невозможно было оставаться в рамках традиционной комедии «чистого смеха». В пьесе звучат и трагические ноты.

В своем самом значительном произведении — комедии «Недоросль» (1781 г.) (см. «Недоросль») — Фонвизин ука­зывает на корень всех бед России —- крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои — просвещенные дворяне — не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве. Показывая воздействие среды на личность, Фонвизин де­лает одной из главных проблему воспитания: очень точно фиксируется уродующее влияние помещичьей усадьбы на Митрофанушку. Интрига отступает на второй план, и на­рушается принцип классицизма — единство действия. Автор создает многоплановые характеры, обнажая внут­реннюю драму таких отрицательных персонажей, как Ере-меевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, «Недо­росль» — «... истинно общественная комедия».

В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публи­кует ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от россий­ских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого». Особенно острая критика политики Екатерины II содержалась в напечатанных анонимно «Не­скольких вопросах, могущих разбудить в умных честных людях особливое внимание». На них с раздражением отве­чала сама императрица.

Поэтому попытки Фонвизина выступать в печати пре­секались Екатериной II: в 1788 году ему не разрешили издать ни пятитомное собрание своих сочинений, ни жур­нал «Друг честных людей, или Стародум» (входившая в него едкая сатира «Всеобщая придворная грамматика» распро­странялась в списках и пользовалась большой популярнос­тью).

Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил эту работу. Повесть является замечатель­ным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя — русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.

Фонвизин — крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы ко­торой, после «Недоросля», представляют «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Ревизор» Н.В.Гоголя. С именем Фон­визина связано также формирование русской художествен­ной прозы. Велико было воздействие самой личности Фон­визина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. А.С.Пушкин, видевший в Фонвизине поборника просвещения, борца с крепостничеством, на­звал его «другом свободы».

Предмет: