Вы здесь

Гете Иоганн Вольфранг

Фото Гете Иоганн Вольфранг

ГЕТЕ ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ (1749-1832) - немец­кий поэт и мыслитель.

Выдающийся представитель Просвещения в Герма­нии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний ученый.

Гете получил домашнее об-разование, затем учился в Лейпциге (1765-1768) и Страс­бурге (1770-1771). Занимаясь юриспруденцией, одновремен­но слушал лекции по самым различным научным вопросам, включая медицину. В 1775 году приехал в Веймар по приглаше­нию герцога Карла Августа, привлекшего поэта к админи­стративной деятельности. С 1782 года — глава правительст­ва карликового феодального го­

сударства. В июне 1786 года, отказавшись от своих обязан­ностей, уезжает в Италию, а вернувшись в Веймар в 1788 году, уже не принимает прежнего участия в придворной жизни. С начала XIX века Веймар становится литератур­ным центром, привлекающим паломников со всех концов Европы. Поэта посещают У.Теккерей, Г.Гейне, А.Мицке­вич, В.А.Жуковский, О.А.Кипренский.

Уже в ранних произведениях Гете (1767—1769) чувст­вуется его мироощущение полноты жизни. Первый сбор­ник стихов издается в Лейпциге в 1769 году.

Новый период его творчества начинается в Страсбурге в 1770 году. Поэт утверждает принципы демократической эстетики и обращается к традиции национальной культуры.

Лирика Гете — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии, отмеченная полнотой жизнен­ных переживаний и богатством поэтической формы. Гете преодолевает узость поэтических традиций XVIII века и становится первым великим национальным поэтом, голос которого обращен к широким слоям немецкого народа. Яркое эмоциональное выражение находит в лирике моло­дого Гете тема природы, немецкий национальный пейзаж. Лирический герой поэта сам предстает воплощением при­роды или в органическом слиянии с нею («Путник» (1772), «Песнь Магомета» (1774).

Интерес к национальному прошлому помогает Гете найти значимые темы. Так, на основе легенды XVI века возникает замысел «Фауста» (1773), а еще раньше «История Готфрида фон Берлихингена с железной рукой» (1771) — ранний вариант драмы. В окончательном варианте «Гец фон Берлихинген» (1773) отражаются исторические собы­тия кануна Великой крестьянской войны. Главный герой — восставший против княжеского произвола под лозунгом восстановления патриархального уклада средневековой Германской империи. Автор с большим мастерством вос­производит колорит эпохи, развертывает пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров. Точен и выразителен живой разговорный язык первой немецкой реалистической исторической драмы.

Верный просветительскому гуманизму, Гете утвержда­ет, что только человеку дано совершать невозможное. Образ художника всегда привлекал внимание автора (Про­метей — творец, драматические фрагменты «Зеленая жизнь художника», поэма «Поэтическое призвание Ганса Сакса», 1776; баллада «Певец», 1782; стихотворение «Посвящение», 1784).

Поздний период творчества Гете характеризуется дви­жением вперед в области повествовательной прозы. В это время выходят книги Гете «Поэзия и правда из моей жизни» (1811-1833), «Итальянское путешествие» (1816— 1829), роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829). В центре внимания этих произведений — обязан­ности человека перед обществом. Идея коллективного труда, воплощенная здесь как наивная утопия ремесленной общины, перекликается с мечтой о свободном труде в финале «Фауста».

Богатство философских идей, наблюдений, размыш­лений о человеческой природе, сложнейшая гамма чувств и передающих эти чувства поэтических интонаций — все это характерно для лирики Гете. В ней звучат и безмерное упоение жизнью («Майская песня»), и опьянение любовью («Свидание и разлука»), и ощущение полного слияния души и мироздания («Ночная песня странника»), и озорная ирония («Мальчик, свет зажигай!..»), и мудро-лукавое ут­верждение очищающей и возвышающей человека силы искусства («Стихи подобны разноцветным стеклам...»).

Предмет: