ГУМИЛЕВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (1886-1921) — поэт, переводчик, критик.
Николай Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте, в семье морского врача. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано, а впервые в печати его стихотворение появилось в газете «Тифлисский листок» в Тифлисе, где семья поселилась в 1900 году. Через три года Гумилев возвращается в Царское Село и поступает в 7 класс Николаевской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И.Ф.Анненский, оказавший большое влияние на своего ученика. Учился Гумилев, особенно по точным наукам, плохо, он рано осознал себя поэтом и успехи в литературе ставил для себя единственной целью.
В конце 1903 года он познакомился с гимназисткой А.А.Горенко, будущей Анной Ахматовой. Чувство к ней во многом определило женские образы первого сборника стихов «Путь конкистадоров» (1905), где был создан определяющий для поэзии Гумилева образ одинокого завоевателя, противопоставившего тусклой действительности свой мир.
В 1906 году, окончив гимназию, поэт уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне, изучает французскую литературу, живопись, театр. В 1908 году выходит второй сборник, «Романтические цветы», посвященный АА.Го-ренко. В.Я.Брюсов отметил, несмотря на ученический характер книги, несомненно возросшее мастерство поэта: стихи Гумилева «теперь красивы, изящны и, большей частью, интересны по форме».
В мае 1908 года Гумилев возвращается в Россию, начинает выступать как критик в газете «Речь». Интересом к Востоку вызвана двухмесячная поездка осенью 1908 года в Египет. Тогда же он поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1909 году переводится на историко-филологический факультет. Публикует стихи, рассказы, критические заметки. В рубрике «Письма о русской поэзии», которую он вел постоянно, Гумилев высказал суждения почти о всех значительных поэтических сборниках, вышедших в 1909—1916 годах, причем большинство его прогнозов о развитии индивидуальностей оказались точными: «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (В.Брюсов).
В декабре 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию. Вернувшись в Петербург, издает сборник стихов «Жемчуга» (1910), который принес ему широкую известность. Книга была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем. Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, Брюсов писал: «Явно окреп его стих. Н.Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами».
Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг символизма выявила глубокий кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникло новое литературное течение — акмеизм, созданное. Н.Гумилевым и С.Городецким. Акмеисты противопоставляли себя не только символистам, но и футуристам. Они признавали «ясность, простоту, утверждение реальности жизни», отвергая «обязательную мистику» символистов.
В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев объявил акмеизм наследником закончившего «свой круг развития» символизма и призвал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира. «Я боюсь всякой мистики, — писал поэт, — боюсь устремлений к иным мирам, потому что не хочу выдавать читателю векселя, по которым расплачиваться буду не я, а какая-то неведомая сила».
Первым акмеистическим произведением Гумилева считали поэму «Блудный сын», написанную в 1911 году и включенную в вышедшую через год его первую «акмеистическую» книгу стихов «Чужое небо» (1912).
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды — два солдатских «Георгия» — служат лучшим подтверждением боевых подвигов. Его не зря называли поэтом-воином. Он изнутри видел и сознавал ужас войны, показывал его в прозе и стихах, а некоторая романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.
В конце 1915 года выходит сборник «Колчан», свидетельствующий, как и драматическая сказка «Дитя Аллаха» (1917), и драматическая поэма «Гондла» (1917), об усилении в творчестве Гумилева повествовательного начала. В «Колчане» же начинает рождаться новая для Гумилева тема — «о России», она лишь намечается в таких стихотворениях, как «Старые усадьбы», но уже завоевывает место в его творчестве, чтобы раскрыться в вышедшем после революции сборнике «Костер».
Октябрьская революция застала Гумилева за границей. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой «Отравленная туника». В мае 1918 года он вернулся в Петроград. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилев был привлечен М.Горьким к работе в издательстве «Всемирная литература», преподавал в литературных студиях, читал лекции в институтах. В 1919 году издает сборник стихов «Костер», который считался одним из самых прекрасных и волнующих. В 1921 году выходит книга «Огненный столп», посвященная второй жене Гумилева — А.Н.Энгельгард.
Жизнь Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. «Преступление» Гумилева заключалось в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Никаких других материалов, которые изобличали бы Гумилева в антисоветском заговоре, нет. Мотивы поведения Гумилева зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте. Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти «с доносом».
Свою жизнь Гумилев построил как приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов. В своем последнем сборнике Гумилев сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги.
К заслугам Гумилева-поэта можно отнести введение в русскую поэзию «элемента мужественного романтизма», а также создание собственной традиции, опирающейся на принцип особо строгого отбора поэтических средств, сочетание напряженного лиризма с декламативными интонациями, патетики с легкой иронией.
Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное литературное наследие, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым — одним из лучших русских поэтов начала XX века.