Вы здесь

Хэмингуэй Эрнест Миллер

Фото Хэмингуэй Эрнест Миллер

ХЕМИНГУЭЙ ЭРНЕСТ МИЛЛЕР (1899-1961) - американский писатель.

Сын врача. Окончив в 1917 году школу, работал репорте­ром в Канзас-Сити. Участвовал в первой мировой войне 1914— 1918 гг. С 1920 года работал газетным корреспондентом. Журналистская практика сыг­рала чрезвычайно важную роль в становлении писателя. Война, судьбы «потерянного поколе­ния», поиски истинных цен­ностей жизни определили ос­новное содержание творчества Хемингуэя в 20-е годы. В это

время к писателю приходит мировая слава. Рассказы из сборников «В наше время» (1925) и «Мужчины без жен­щин» (1927) и романы «Фиеста» («И восходит солнце», 1926) и «Прощай, оружие!» (1929) сделали его ведущим писателем «потерянного поколения».

«Потерянное поколение» — поколение западной ин­теллигенции, которое юными ушло на первую мировую войну, ушло во всеоружии прекрасных иллюзий защищать цивилизацию, культуру, демократию, а вернулось с импе­риалистической бойни не только без иллюзий, но и утра­тившим веру в справедливость буржуазного миропорядка, в духовные ценности западной цивилизации. Отказавшись от этих ценностей, вчерашние солдаты смогли противопоставить им лишь некие заповеди общечеловеческой мора­ли, такие, как честь, достоинство, любовь, вера в созида­тельный труд и доброе товарищество.

В рассказе «Непобежденный» (1925) автор говорит о мужестве и достоинстве человека в суровом испытании. Войдя в сборник «Мужчины без женщин», этот рассказ во многом определил тональность всей книги. В романе «Фи­еста» («И восходит солнце») Хемингуэй с большой силой передал боль, отчаяние и разочарование «потерянного по­коления» в годы послевоенного «процветания». Централь­ная тема — как жить в «наше время» — остается для большинства персонажей неразрешимой. Просвет возни­кает благодаря главному герою романа Джейку. Фронтовое ранение, сделавшее его личную жизнь неполноценной, — образ трагических последствий войны. Джейку тоже зна­комо глубокое отчаяние, но он стремится обрести досто­инство и смысл жизни в близости к природе, в доступных ему простых радостях и крепкой мужской дружбе, во внут­ренней дисциплине и моральном мужестве.

В антивоенном романе «Прощай, оружие!», написан­ном в СУПА, «потерянное поколение» предстает в процессе формирования. Сосредоточив внимание на отдельных эпи­зодах войны, автор создает образы, в которых, как и в сюжете (история американца-добровольца Фредерика Генри, ставшего дезертиром), воплощена глубокая враж­дебность войны человеку. Писатель показал ненависть народа к империалистической войне. Пройдя через воен­ные испытания, герои романа заключили «сепаратный мир», отказываясь впредь связывать свою жизнь с судьбой общества и его раздорами.

Однако писатель осознавал, что независимость чело­века от общества относительна, и общественные бури 30-х годов помогли ему яснее увидеть непрочность и иллюзор­ность «сепаратного мира».

Первая половина 30-х годов стала для Хемингуэя порой мучительных сомнений и исканий, попыток заново осмыслить пройденный путь и определить эстетические принципы своего творчества. Раздумья и суждения писате­ля отразились в многочисленных авторских отступлениях трактата о бое быков «Смерть после полудня» (1932) и «охотничьей» книги «Зеленые холмы Африки» (1935). О глубоком творческом кризисе свидетельствует сборник рассказов «Победитель не получает ничего» (1933), в кото­ром преобладает тема поражения.

В этой же книге, предвидя новую мировую войну, писатель разоблачал заинтересованных в ней промышлен­ных магнатов и фашистских главарей.

«Испанский период» (1937—1940) — время нового подъема в жизни и творчестве Хемингуэя. В Испании он увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал ее героику в своих репортажах, очерках и художественных произведениях. Уже в рассказах о граж­данской войне в Испании писатель стремился показать все стороны ее, но крупнейшим произведением этого периода стал роман «По ком звонит колокол» (1940). Обращение к опыту гражданской войны во многом изменило идейно-ху­дожественную структуру романа, придав ему более глубо­кую связь с историей и народом. Жизнь, смерть, любовь, место человека в обществе и в мире были осмыслены писателем по-новому.

Лирический герой Хемингуэя теперь активно утверж­дает необходимость действия, становится борцом-антифа­шистом, сознающим личную ответственность за судьбы всего человечества.

После второй мировой войны 1939-1945 гг., в которой Хемингуэй участвовал, в его творчестве наступает замет­ный спад. Он снова возвращается к темам и образам «доиспанского» периода. Видимо, он сам понимал, что во многом начинает повторять им же сказанное. Тот факт, что наиболее крупные по объему его послевоенные книги — роман «Острова в океане» и мемуары о жизни литератур­ного Парижа 20-х годов «Праздник, который всегда с тобой» — увидели свет уже после смерти автора, поскольку при жизни он не хотел их печатать, говорит сам за себя.

Попытка Хемингуэя создать роман на материале вто­рой мировой войны («За рекой, в тени деревьев», 1950), по единодушному мнению читателей и критики, в целом окончилась неудачей.

Вершиной послевоенного творчества писателя и его своеобразным завещанием явилась повесть «Старик и море» (1952), через два года после появления которой Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе. Повесть, как и ряд других произведений, была написана на Кубе, где он жил с 1939 по 1960 год в местечке Сан-Франциско-де-Паула под Гаваной в доме, превращен­ном после его смерти в мемориальный музей.

В этой небольшой повести раскрыты философия и миропонимание автора: вера в человека и силу его духа, утверждение необходимости братства людей и в то же время трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебо­роть судьбу в конечном счете ни к чему не приводят.

Последовательно воплощен в повести и характерный стиль Хемингуэя, получивший название «метод айсберга». Подобно тому как видимая часть айсберга, возвышающая­ся над водой, гораздо меньше основной его массы, скрытой под поверхностью океана, так и скупое, лаконичное пове­ствование писателя фиксирует лишь те внешние данные, отталкиваясь от которых читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя художественную вселенную.

Так, действие повести «Старик и море» ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удается изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остается ни с чем. Но в строгие рамки сюжета «втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой, достойной и нелегкой чело­веческой жизни, но и ставятся вечные вопросы: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений челове­ческого рода, о солидарности семьи людей, о единстве человека и природы и многое другое.

Хемингуэй — одна из самых ярких личностей в совре­менной литературе. Участник двух мировых войн и наци­онально-революционной войны испанского народа, страстный охотник и рыболов, знаток корриды, америка­нец, проведший значительную часть жизни за пределами США, Хемингуэй уже в 20-е годы становится живой леген­дой.

Предмет: