КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (1789 - 1851) - американский писатель.
Сын крупного землевладельца. Учился в Йельском колледже. В 1806-1811 годах служил во флоте. Годы 1826-1833 Купер провел в разных европейских странах. Литературную деятельность начал с романа «Предосторожность» (1820). Однако известность писателю принес исторический роман «Шпион» (1825), в котором говорится об американской революции и ее рядовых героях. В этом романе автор делает простого человека свершителем великого гражданского подвига: коробейник Гарви Берч во время Войны за независимость становится разведчиком американской армии, одновременно играя роль английского шпиона.
В 1823 году вышел первый роман (в дальнейшем 4-я часть) пенталогии Купера о Кожаном Чулке — «Пионеры, или истоки Сусквечанны». Цикл из 5 романов, принесших писателю мировую известность, объединяется общим героем Натти (Натаниэлем) Бампо, выступающим под именами Зверобой, Соколиный Глаз, Следопыт, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.
После создания своего лучшего морского романа «Лоцман» (1823) и романа «Лайонель Линкольн» (1825) Купер вновь обратился к образу Кожаного Чулка и написал вторую и пятую части цикла романов: «Последний из могикан» (1826) и «Прерия» (1827). «Последний из могикан» — наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным. В романе выведены мужественные, честные индейцы: друг Натти Бампо — Чингач-кук (Великий Змей) и его сын Ункас, героическая гибель которого воплощает трагическую судьбу индейского народа, уничтожаемого буржуазной цивилизацией.
Через 13 лет писатель вернулся к своему герою в романах «Следопыт, или Озеро-море» (1840) — 3 часть, и «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841) — 1 часть.
Охотник и следопыт Натаниэль Бампо — чудесный образ, рожденный благородной мыслью и живым творческим воображением художника. Он переходит из романа в роман, и читатель видит, какими путями он идет по жизни в течение шестидесяти лет — с 1745 по 1805 год.
В первой части пятикнижия Купер создает образ полного сил юного Зверобоя, который неотделим от жизни лесов, рек, озер, от романтического мира индейских легенд, от сурового, но по-своему справедливого народа, которому еще чужды пороки цивилизации. Автор четко различал, что нравственно и что безнравственно в жизни его героев. Безнравственное связано для него так же, как и для Натти, с жадностью, приобретательской страстью, ожесточающей людей. Читатель узнает в «Зверобое» о незавидной судьбе Джудит и ее матери, которые пали жертвой безнравственного духа поселений и военных фортов. А Хетти, болезненно наивная, как бы отчужденная от цивилизованного мира расчетливых, нечистых страстей, непосредственная и детски откровенная, — нравственно чиста, верна в любви и дружбе.
В следующих двух романах Натти — гроза враждебных англичанам индейских племен. Он — знаменитый следопыт и разведчик Соколиный Глаз, знающий каждую лесную тропинку, обычаи и военные хитрости индейцев, вступивших на «тропу войны». Он чувствует себя хозяином в девственных лесах, он хочет быть полезен людям. Но именно здесь с наибольшей силой выражено отношение
Натти и самого автора к горестной судьбе гордого, отважного и поэтического народа, каким представлял его себе Купер. Благородны, чужды корысти и эгоизма Чингачкук и его сын Ункас, последний из могикан, — верные друзья Натти.
В «Пионерах» писатель рассказал печальную историю семидесятилетнего Натти и его друга индейца Джона, приютившихся в поместье судьи Темпля. Натти Бампо очень стар, но он благороден и честен, хотя и беспомощен в этом чуждом для него мире новых законов и сложных отношений укрепляющегося собственнического государства. Именно в этом романе читатель ощущает трогательность, но и историческую «неуместность» попыток Натти уйти от страстей и предприимчивости напористых и волевых колонистов, по существу закладывающих основы будущей высокоразвитой промышленности страны.
В «Прериях» старому Натти не удается избежать встреч с хищными, жадными захватчиками земель, буквально все сметающими на своем пути, потерявшими всякие нравственные устои. В этом романе читатель прощается с Натаниэлем Бампо, нашедшим последний приют у полюбившего его вождя индейского племени. Его смерть торжественна, потому что полна для автора символического значения: вместе с Натти уходит в небытие чистая жизнь, слитая с первозданной природой.
М.Горький так отзывался о герое этой эпохи: «Натти Бампо всюду возбуждает симпатии читателей честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследователь лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы. Он всю жизнь служил великому делу географического распространения материальной культуры в стране диких людей и оказался неспособным жить в условиях этой культуры, тропинки для которой он впервые открыл. Такова — часто — судьба многих пионеров-разведчиков — людей, которые, изучая жизнь, заходят глубже и дальше своих современников. И с этой точки зрения безграмотный Бампо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь».