Вы здесь

Маршак Самуил Яковлевич

Фото Маршак Самуил Яковлевич

МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ 1887-1964) -поэт.

Почти в конце своей жизни С.Я.Маршак написал повесть о своем детстве «В начале жизни» (I960). Он вспомнил маленький городок Острогожск, где провел свое детство, завод, на котором служил мастером его отец, большой пустынный двор, где играл со своими братьями и сестрами. Семья была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми.

Будущий поэт рано полюбил стихи, четырех лет от роду он уже пытался сам сочинять, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

Потом неожиданно, как в сказке, судьба его измени­лась: он очутился в Петербурге, в большом доме, где бывали знаменитые художники, музыканты, писатели. Он увидел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, на концертах, в театрах, учился в лучшей столичной гим­назии. Известный русский критик и искусствовед В.В.Ста­сов полюбил одаренного мальчика и всячески помогал развитию его таланта. Он подарил ему целую библиотеку русских классиков, показывал его стихи Л.Н.Толстому, познакомил его с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким. Юный Маршак был слабого здоровья, петербургский климат был ему вреден, и Горький предложил ему поехать на юг, в Крым, и поселиться в его семье, которая тогда жила в Ялте.

Печататься начал с 1907 года в литературных альмана­хах, позднее в «Сатириконе». В 1912 году Маршак уехал для продолжения образования в Англию, слушал лекции в Лондонском университете (1913-1914). Чтобы лучше изу­чить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.

Литературная деятельность Маршака весьма разнооб­разна: лирика, сатира, переводы, драматургия. Особую популярность приобрели стихи Маршака для детей.

В 1923 году вышли первые стихотворные книжки Мар­шака для самых маленьких: английская детская народная песенка «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». С этого времени начинается плодотворная деятельность Маршака — детского поэта, редактора и организатора детской литературы.

Стихи для детей, его песни, загадки, сказки и присказ­ки, пьесы для детского театра со временем составили обширный сборник «Сказки, песни, загадки», неоднократ­но переиздававшийся и переведенный на многие языки.

Детские стихи написаны просто, увлекательно, понят­но, они отличаются законченностью, четким ритмом, стро­гостью композиции. И в то же время в них есть причудли­вость, озорство народной песни, считалки, дразнилки. Каждое слово в этих «работающих» стихах тщательйо ото­брано и взвешено. Стих приобретает предельную ясность и запоминается как пословица.

В произведениях, написанных Маршаком в военные и послевоенные годы, усиливается лирическое начало. В стихотворных книжках «Почта военная» (1944), «Разно­цветная книга» (1947), «Круглый год» (1948), «Быль-небы­лица» (1947) или поэтической энциклопедии «Веселое пу­тешествие от А до Я» (1953) Маршак расширяет изобразительные средства, обращаясь к пейзажной лирике, к углубленному изображению душевных переживаний героев.

Это совпало с началом работы Маршака над «Лири­ческой тетрадью», над переводами У.Шекспира и песен Р.Бернса, которого Маршак начал переводить еще в 30-е годы. В лирических стихах Маршака по-своему отразились многие мысли и чувства, которые одушевляли и его поэзию

для детей. Но здесь философские мысли о ценности слова и ценности времени, о жизни и смерти, о вечности, о связи поэта с родной землей и ее языком проявились глубже, сложнее — в классически ясных, гармонических стихах, как бы продолжающих традиции пушкинской поэтической школы.

В годы Великой Отечественной войны развернулся талант Маршака-сатирика. В содружестве с художниками Кукрыниксами он создал немало боевых плакатов.

Среди драматических сочинений Маршака особой по­пулярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать меся­цев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи», «Кошкин дом».

В 1961 году вышел сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний — «Воспитание сло­вом» — итог большого творческого опыта писателя.

Есть у Маршака одно маленькое стихотворение, адре­сованное взрослым. Но если читатель хочет понять, в чем главный секрет молодости поэта, пусть вдумается в эти строки:

Когда вы долго слушаете споры О старых рифмах и созвучьях новых, О вольных и классических размерах, — Живую речь без рифмы и размера, Простую речь: — А скоро будет дождь! Слова, что бегло произнес прохожий, Не меж собой рифмуются, а с правдой — С дождем, который скоро прошумит.

Маршак много размышлял в своей жизни о том, каким должен быть стихотворный размер, и о том, какими долж­ны быть рифмы в стихах, написанных для детей. Но давным-давно он понял главное: слова в стихах должныво что бы то ни стало «рифмоваться с правдой».

Предмет: