МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
(1893-1930) - поэт.
Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.
События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой.
После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев.
Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. Социальная и художественная ситуация России 1910-х годов поставила Маяковского перед выбором — старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. «Хочу делать социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни уже в 1910 году.
В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя, который мучительно и напряженно стремится познать самого себя («Ночь», «Утро», «А вы могли бы?», «От усталости», «Кофта фата»). В стихотворениях «Нате!», «Вам!», «Ничего не понимаю», «Вот как я сделался собакой» реальное историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть «чужим» в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует характерное качество гротеска — сочетание правдоподобности и фантастики.
В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным драматургическим вариантом ранней лирики — трагедией «Владимир Маяковский». Б.Пастернак писал: «Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания».
Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол»). В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.
В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает сатирические гимны («Гимн судье», «Гимн здоровью», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн критику»).
В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы «Война и мир», «Человек». Предчувствие грядущих революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении этих предсказаний. Маяковский предугадал в «Войне и мире» моральный образ будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме «Человек» автор продолжает эту тему. Человек свободный, «настоящий» приходит на Землю, но она, «окаянная», оковывает его, противопоставляя «океану любви» «золотоворот денег». Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира.
Маяковский восторженно приветствовал Октябрьскую революцию: «Моя революция», и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период. Он стремился дать «...героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Он пишет стихи, славящие строительство коммунизма, советского человека, социалистическую Родину.
В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом. Заграничные стихи Маяковского — важная часть его творческого наследия.
В 1918 году поэт пишет «Мистерию-буфф», в 1921 — «150 ООО ООО » , в 1923-1924 гг. - «IV Интернационал». В В.ИЛенине Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924).
Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра.
В 1925 году поэт отправляется в Америку. Это была его шестая заграничная поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925—1926 годах: «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Блэк энд уайт», «Стихи о советском паспорте», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Бродвей» и другие.
В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму «Хорошо», которая стала одним из крупнейших завоеваний социалистического реализма.
Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925).
Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке «Во весь голос» (1930). Было написано лишь вступление.
«Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу», — так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. «Жизнь прекрасна и удивительна!» — таков мотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового, прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще «очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг». Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам.
Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.