ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
(1892-1968) - прозаик.
Учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете (1911-1913), затем на юридическом факультете Московского университета (не окончил).
Первый рассказ был опубликован в 1912 году. В 20-х годах печатался в газетах. Первый роман «Романтики» был написан в 1916-1923 годах, опубликован — в 1935 году.
Не касаясь биографий своих героев, Паустовский обращается к жизни чувств. Его герои думают о творчестве, о «ярких словах», которых не надо бояться. Избегая будничных слов и впечатлений, они замечают необычное и трогательное в окружающем пейзаже, в человеческом лице, и это определяет стиль романа. Как и в романе «Блистающие облака» (1929), здесь отчетливо проявились особенности прозы Паустовского: подчеркнутый интерес к добрым чувствам человека, к мужеству, доверию, высокому благородству и взаимопониманию.
В ранних рассказах и повестях («Лихорадка», 1925; «Этикетки для колониальных товаров», 1928; «Черное море», 1936) мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства.
С годами проза Паустовского существенно меняется, но писатель не изменяет романтической настроенности своих произведений. «Романтическая настроенность, — писал он, — не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее». Уверенность в том, что «истинное счастье — это прежде всего удел знающих, а не невежд», определила характер повестей «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) и многочисленных рассказов.
Паустовский обращается и к русской истории, по-прежнему изображая только наиболее высокие человеческие свойства. Его повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933) рассказывает об офицере наполеоновской армии, захваченном в плен в 1812 году и отправленном в Петрозаводск. Лонсевиль с ужасом и отвращением наблюдает тягостную жизнь людей, не ведающих свободы, и лишь смерть позволяет ему избегнуть пожизненного заключения. В центре «Северной повести» (1938) — эпизод времен декабрьского восстания; нить сюжета протянута через столетие, когда встречаются потомки участников трагической истории, и их судьбы оказываются вновь переплетенными. Автор стремится взволновать читателя рассказом о подвиге, о преданности, о верной любви. Он умеет заразить читателя ощущением родства с прошлым своего отечества, внушить чувство благоговения перед мужеством и самопожертвованием.
Паустовский все чаще пишет о творчестве, о труде человека искусства — художника, музыканта, писателя: это книги «Орест Кипренский» (1937), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золотая роза» (1956) — повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найденного слова. Автор рассказывает, как были написаны многие из его рассказов и повестей, показывает «тот писательский житейский материал, из которого рождается проза».
В послевоенные годы Паустовский работает над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни» (1ч. — «Далекие годы» (1945), 2 — «Беспокойная юность» (1955), 3 — «Начало неведомого века» (1957), 4 — «Время больших ожиданий» (1959), 5 — «Бросок на юг» (1960), 6 — «Книга скитаний» (1963). В этом произведении отразилась жизнь России первых десятилетий XX века. Разнообразие фактов, обдуманный выбор памятных подробностей пестрой жизни столицы и провинции революционных лет, бесчисленное количество известных и неизвестных лиц — все это делает автобиографические книги Паустовского литературным документом времени.