Вы здесь

Радищев Александр Николаевич

Фото Радищев Александр Николаевич

(1749—1802) — революционер, писатель, философ.

Родился в богатой дворян­ской семье. Детские годы про­вел в подмосковном имении отца Немцове. Грамоте его на­учил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Ма­монтов. В 1762 году Радищев был определен в петербургский Пажеский корпус, где учился до 1766 года. В 1766-1771 годах учился в Лейпцигском универ­ситете, где занимался на юри­дическом факультете, а также изучал литературу, естествен­ные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками.

В декабре 1771 года Радищев был назначен протоко­листом в Сенат. Первое его общественное выступление — перевод книги Мабли «Размышления о греческой исто­рии», в которой прославлялись гражданские добродетели, демократический характер государственных учреждений Древней Греции, содержались нападки на тиранов. Снаб­див книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что самодержавие есть «наипротивнейшее челове­ческому естеству состояние».

В 1780 году Радищев написал «Слово о Ломоносове», в котором дал высокую оценку ученому и поэту, «исторгнутому из среды народныя»; в 1782 году — «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I (работы Фальконе). В облике «медного всадника» Радищев увидел великого преобразователя, русского «плотника», «обновившего Россию». Он отметил и второй лик Петра — властного самодержца, который, укрепляя помещичье го­сударство, «истребил последние признаки дикой вольности своего отечества».

В 1783 году Радищев закончил оду «Вольность» — первое революционное стихотворение о России, в котором славил революцию американского народа. Вольность — «бесценный дар», «источник всех великих дел». «Препоной свободе» являются законы, создаваемые самодержавием, освящаемые церковью, утвердившие рабство. Народ имеет право вернуть отнятую у него свободу и судить монарха-«злодея».

С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над «Путешествием из Петербурга в Москву». Весной 1790 года «Путешествие» было напечатано с помощью друзей в собственной маленькой типографии, в количестве 650 эк­земпляров.

Книга была конфискована, а Радищев арестован. Следствие по делу писателя, заключенного в Петропавлов­скую крепость в июне 1790 года, вела сама императрица с помощью обер-секретаря Тайной экспедиции. Смертная казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск; закованный в кандалы, Радищев был от­правлен в Сибирь.

Ни следствие, ни ссылки не сломили Радищева.

Павел I в 1796 году разрешил писателю поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзо­ром. Полную свободу Радищев получил лишь в марте 1801 года при Александре I. Назначенный в Комиссию состав­ления законов, он занимался подготовкой законодатель­ных реформ. Революционной энциклопедией русского просвещения была главная книга Радищева —■ «Путешест­вие из Петербурга в Москву», отличающееся широтой охвата русской действительности конца XVIII века и глу­биной проникновения в социальные противоречия эпохи. Отношение автора к действительности определяется сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества, пафосом любви к родине и народу.

Большой художественной удачей является образ Путе­шественника в «Путешествии». Радищев проявляет при­стальное внимание к его напряженной духовной жизни, но изображение «излучин» сердца героя не отторгает его от народной жизни, а делает «соучастником» тех, кто был «пленником в своем отечестве», ибо душа его «страданиями человечества уязвлена стала». Социальный характер эмо­ций — главное отличие нравственной жизни радищевского героя от героев сентиментального искусства. Путешествен­ник не бежит из мира, его сердце открыто народному горю. В книге сплетаются судьбы личности и народа: человек, постигающий горести и радости встреченных крестьян, и народ в своем бедственном состоянии и во всем великоле­пии трудовой деятельности, человеческого достоинства и свободолюбия.

Естественной формой для такого произведения оказа­лось путешествие. Именно во время путешествия человек попадает на большую дорогу жизни, свободно происходят его встречи с людьми различных сословий, он естественно и просто знакомится с народом.

Достижения Радищева обогащали русскую художест­венную прозу, показывая не только зависимость человека от социальной среды, но и возможность его выступить против нее. Наиболее художественно убедительных резуль­татов писатель добился при изображении народа.

До революции 1905 года сочинения Радищева в России были запрещены. Однако это не помешало распростране­нию «Путешествия» в рукописных списках сразу же после ареста автора. До сегодняшнего дня дошло около 70 спис­ков. В 1858 году А.И.Герцен издал «Путешествие» в Лон­доне.

Вопреки запретам самодержавия, сочинения Радище­ва — первого пророка и мученика — оказали большое влияние на развитие русской революционной мысли и литературы.

Предмет: